Лилия Романова
Роль конструкторов LEGO в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ:
Роль конструкторов LEGO в развитии детей дошкольного возраста
Роль конструкторов LEGO в развитии детей дошкольного возраста
Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Публикация «Роль конструкторов LEGO в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструирование – это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части – детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом – со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Выделяют такие виды конструирования :
1. конструирование по образцу;
2. конструирование по модели;
3. конструирование по замыслу;
4. конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);
5. конструирование по чертежам и наглядным схемам;
6. конструирование по теме.
Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
LEGO в переводе с «lеg gоdt» - «играй хорошо», «увлекательная игра»; в переводе с латыни - «я собираю».
LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
История LEGO ведет свое начало с 1932 года, когда Оле Кирк Кристиансен основал в Дании компанию по производству товаров для повседневного обихода, которую он назвал «LEGO». Продукцию Оле делал из дерева, при этом изначально основную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски, спрос на которые резко упал в период мирового финансового кризиса. Нужно было искать новую нишу. И Оле разглядел ее в производстве деревянных игрушек, так как спрос на них не ослабевал даже в тяжелые с финансовой точки зрения времена. Главным помощником Оле уже в то время был его сын, который трудился вместе с отцом с 12 лет.
В 1947 году происходит знаменательное событие, которое навсегда перевернуло историю компании. Компания «LEGO» получает право на разработку конструкции английского психолога Mr. Hilary Harry Fisher Page’а. Собственно, это был небольшой пластиковый кубик, который мог соединяться с другими подобными деталями, благодаря чему можно было даже собрать какую-то небольшую конструкцию, которая, впрочем, в то время еще не особо располагала возможностями крепления, а потому так же быстро распадалась, как и собиралась.
В конце 40-х годов у компании было в наличии около 200 различных моделей пластиковых и деревянных игрушек. Но конструктор LEGO еще был вовсе не тем, каким мы его знаем сегодня. Кубики, права на которые получила компания LEGO, пока еще были не пригодны для полноценного конструктора, а потому не выпускались. Вплоть до 1958 года, когда новый руководитель Готфрид Кристиансен не запатентовал систему строительных элементов из кубиков. Это была абсолютно новая система, позволявшая гораздо прочнее соединять между собой детали конструктора.
В 1967 году на свет появился кубик ДУПЛО (DUPLO, ставший ключевой фигурой в одноименном наборе для детей младшего возраста. Пока проходили операции по патентованию новой разработки компании, в ней уже вовсю думали об открытии парка LEGOLAND, который появился в Дании спустя год после появления ДУПЛО (DUPLO, в городе Биллунд.
Ассортимент LEGO рос не по дням, а по часам. Но главное – потребители обожали продукцию этой компании. Она была действительно оригинальной, привлекательной, интересной. В 1980 году любители LEGO выразили любовь к компании, построив огромную башню в 13,1 метра из этого конструктора. В конце 90-х годов в Москве была построена башня из LEGO в 24,88 метра. Она вошла в книгу рекордов Гиннесса.
В настоящее время обучающие наборы LEGO имеют несколько модификаций: ПРИМА – предназначены для детей от 6 мес. до 2 лет; ДУПЛА – для детей от 2 до 5 лет; ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются наборы Lego-ДУПЛА. В этот вид конструктора входят достаточно крупные детали, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм элементов, модификационностью, большим диапазоном типов возможных построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям.
Элементы LEGO имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме. Большинство из них напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, специальных прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Например, 2 2 (два в горизонтальном и два в вертикальном рядах, 2 4 и т. д. Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, также окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Кроме того, наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.
Вариативность скрепления LEGO-элементов между собой создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Эффективным оказывается использование LEGO-элементов в дидактических играх и упражнениях.
С помощью LEGO-элементов педагог разрабатывает различные пособия и использует их для проведения дидактических игр и упражнений, целью которых является развитие высших психических функций, коррекция речи, формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, интереса к обучению и создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.
Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей : ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Внедрение LEGO-технологии в дошкольную образовательную организацию происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.
По своей сути, LEGO-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «LEGO», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно-игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.
Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. LEGO-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
LEGO-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Таким образом, использование конструктора «LEGO» позволяет развивать у детей :
• творческий потенциал;
• мыслительно-коммуникативные возможности;
• речь;
• знания об окружающем мире;
• внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;
• элементарные математические представления.
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству.
Творчество – социальное явление, связанное с преобразованием мира, процесс, направленный на открытие мира и самого себя, преобразующая деятельность, в результате которой создаётся новое и одновременно ценное. Именно такое творчество предполагают родители, учителя, дети, когда речь идёт о LEGO-конструировании.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и LEGO-конструирование в этом стремлении является одной из фундаментальных основ.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.