МААМ-картинки

Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха

Дарья Лебедева
Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха

Известным отечественным сурдопедагогом Сергеем Александровичем Зыковым, доктором педагогических наук, профессором и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи — на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы, а также применительно к своеобразию речевого развития ребенка при нарушенном слухе. Эта система получила название коммуникационная или коммуникативно-деятельностная. Краеугольным камнем обучения языку глухих детей по данной методике является предметно-практическая деятельность детей, организованная на коллективных началах [30].

Публикация «Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха» размещена в разделах

По системе С. А. Зыкова стали работать и детские сады (по программе Б. Д. Корсунской).Осуществление в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской. Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку детей с нарушением слуха содержаться в работах Л. П. Носковой [8].

Возможности создания потребности в речи С. А. Зыков извлек из теоретических представлений психологов о природе словесной речи. Коммуникативно-деятельностная система предполагает развитие речевой деятельности у глухих детей не только как владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, письмом, чтением, дактилированием, зрительным восприятием с лица и с дактилирующей руки говорящего, – но и как освоение всей структуры речевой деятельности: ее целей, мотивов, способов, средств [15].

В результате исследований С. А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции.

Обучение языку в его коммуникативной функции предполагает целенаправленную систему работы, которая обеспечивает планомерное, очерченное программой усвоение детьми языка при соблюдении обязательного условия, что каждое усваимое слово, словосочетание несут в себе нагрузку коммуникативности. Слово коммуникативной функции) представляет собой знак, указывающий на предмет, явление, действие, свойство в знаковой ситуации, а не смысловой (как это было в других системах).

Обучение неслышащих детей языку как общечеловеческому средству общения соотносится с такими ключевыми тезисами:

с психологической точки зрения общение представляет

собой особый вид деятельности;

речь — это язык в действии;

язык — не результативное образование, закрытая система, а составная часть психической деятельности человека;

формирование речевого общения как особого видадеятельности — это важнейший аспект личностного развития ребенка, условие овладения общественно-историческим опытом, «духовными» (психическими) орудиями, главнейшим из которых и является речь.

В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом к обучению словесной речи дошкольников с недостатками слуха строится в двух планах:

Во-первых, речевой материал предъявляется детям в условиях формирования разных видов практической деятельности.

Во-вторых, к самому языковому материалу и способам его введения в отработку также реализуется подход как к особому виду деятельности.

Таким образом, С. А. Зыков рассматривал процесс усвоения глухими детьми языка как овладение им, прежде всего для общения с людьми. Дети узнают и усваивают языковые значения в широком речевом потоке общения, а не только при последовательной их отработке, они учатся мотивированно употреблять готовые речевые единицы, которые могли бы позволить выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Отбор и отработка таких единиц опираются на знание структурной и семантической организации языка, которые усваивают в речевом общении. Ведущая единица коммуникативного уровня – предложение [30].

Основной прием развития речевого общения – совместная, коллективная деятельность детей и взрослых, в ходе которой в начале обучения сурдопедагоги побуждают детей к употреблению готовых речевых конструкций. Подтверждением овладения такими фразами служит ответная реакция детей : выполнение действий, инструкций, конкретных заданий. Используются различные формы работы: понимание и выполнение поручений; самостоятельное формулирование вопросов и ответов на них; сообщение о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения; обращение с просьбой, поручением к товарищу, и др.

Разрабатывая теоретические основы системы обучения языку, С. А. Зыков выделил четыре принципа [15, 30]

Принципы коммуникативной системы :

1. Коммуникация.

Суть: рассматривал развитие речи не как увеличение количества фраз и слов, а как овладение языком в его основной функции – функции общения.

2. Потребность в общении.

Суть: речевое общение как вид человеческой деятельности.

3. Связь обучения языку и деятельности.

Суть: прослеживаются философские положения о роле предметно-практического обучения в совместной деятельности в развитии языка.

4. Организация речевой среды.

Суть: предметно-практическое обучение может способствовать формированию словесной речи только в случае создания соответствующей речевой среды, организатором которой может являться педагог.

Важные положения коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей [30] :

1. Развитие речи следует осуществлять в тесной связи с развитием практической деятельности детей.

2. В ходе обучения языку должно происходить и развитие мышления.

3. Для успешного речевого развития детей с нарушением слуха необходимо создать речевую среду.

4. В ходе обучения языку усиливается внимание к воспитанию у детей потребности в общении.

5. Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изучению языка.

6. В системе коммуникативных форм языка значительная роль отводиться дактилологии.

7. Установление взаимодействия форм речи, их места и объема на каждом этапе обучения.

8. Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане подведения их к усвоению языка как системы.

Определение путей формирования речи детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста в рамках коммуникативной системы делает необходимым рассмотрение ее основных принципов [8, 20, 28] :

1. Генетического – предполагает учет общих закономерностей речевого развития слышащих детей на различных возрастных этапах. Этот принцип дает возможность с учетом данных онтогенетического развития определить уровень требований к речевому развитию детей с нарушением слуха, выявить объем и структуру речевых средств, их применении в речи.

2. Деятельностного – отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушением слуха и предполагает тесную связь развития речи с практической деятельностью.

3. Структурно-семантического – отражает системную организацию языка и имеет важное значение для отбора речевого материала и путей его усвоения.

Важным принципом в коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи детей с нарушением слуха является деятельностный принцип, который отражает основную направленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С. А. Зыков).«Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика» (С. Л. Рубинштейн).

В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателем которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.

Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.

Деятельностный принцип обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью. В этом случае сам процесс речевого общения выступает как процесс речевой деятельности. В специализированном дошкольном образовательном учреждении эти условия регламентируются программой.

В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированным и усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее, подражание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо [8, 20].

Предметно-практическая деятельность используется как метод обучения глухих детей. На занятиях по математики выполняются задания по конструированию и преобразованию геометрических фигур из счетных палочек и нахождению соответствия этим фигурам в окружающих предметах. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используется дидактические игры, что позволяет формировать четкие, дифференцированные представления о предметах и явлениях.

Речь, как и любая деятельность, имеет трехуровневую структуру:

1. Мотивационно-потребностный уровень.

2. Ориентировочно-исследовательский уровень.

3. Исполнительный уровень.

Для дошкольников особое значение приобретает мотивационно-потребностный план, который, как правило, связан не с собственно речевой деятельностью, а с каким-либо видом практической или игровой, где концентрируются интересы ребенка. Учет такого плана речевой деятельности в обучении дошкольников с нарушениями слуха предполагает определение интересных и доступных для ребенка мотивов речевой деятельности и их связь с различными видами практической. Например: читать, чтобы сделать книжку-самоделку; учить стихи, а потом прочитать их родителям на празднике и т. д. [16].

Речевая деятельность может выступать в качестве мотива только у старших глухих и слабослышащих дошкольников. Чем разнообразнее методы работы над речью (различные наблюдения, предметные действия, игровые приемы, дидактические игры, элементарные тренировочные упражнения, тем более устойчив интерес к занятиям, мотив постепенно переносится и на материю самого языка (звуковую, графическую, двигательную). В старшем дошкольном возрасте мотивом речевой деятельности может стать и сама речь (стремление говорить правильно, грамотно, четко произнося слова, и т. д.). У детей появляются инициативная речь и правильная оценка речевых действий, своих и чужих.

Предметно-практическая деятельность – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе [15].

Конечная цель этой деятельности – вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо воспитателем, либо самим ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих детей языку, направлена на развитие коммуникации. Коммуникативная система – это не просто путь изучения неслышащих детей языка, но и способ формирования их сознания, психики, развития личности.

Предметно-практическая деятельность, которая является фундаментом коммуникативно-деятельностного подхода, доступна и интересна детям с нарушением слуха. Дети готовы часами заниматься кубиками, рисованием, играми. Удовлетворяя свои детские интересы, дети в тоже время познают окружающий мир, развивается речевое общении между собой и взрослыми.

Зависимость развития речи от деятельности проходит через все фазы выработки понимания им речи и становлении у него собственной речи.

При использовании коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи у детей формируется речь как средство общения, обогащается словарный запас слов, развивается связная речь детей. Общение детей становиться мотивированным.

Публикации по теме:

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

Выставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детейВыставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей Одна из эффективных педагогических форм работы, как известно, является домашнее задание. В феврале родителям было дано мною заданию смастерить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха
Опубликовано: 15 июня 2020 в 19:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД