Никольская Ирина Николаевна
Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
Основным видом деятельности для ребенка дошкольного возраста является игра. В игре ребенок обучается, развивается, познает окружающий мир, учится взаимодействию с окружающими. В игре ребенком накапливается значительный опыт, и Из этого игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра используется в первую очередь в интересах развития речи детей и выполняет множество функций:
Публикация «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• мотивация к процессу говорения;
• воспитание внимания к речевому оформлению мыслей;
• развитие звуковой культуры речи : артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
• пополнение и активизация словаря;
• совершенствование грамматического строя речи;
• закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
• совершенствование монологической и диалогической форм речи;
• развитие общей и мелкой моторики;
• усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
• воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, является участие взрослого. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Играя с детьми педагогу важно стараться говорить чисто, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь именно педагог является эталоном правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.