Ремизова Мария
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
У Детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения лексико-грамматического строя речи. Поэтому педагоги и родители должны уделять этому особое внимание.
Лексическая сторона речи и грамматический строй формируются, прежде всего в повседневном общении, а также в различных видах детской деятельности – в игре, изобразительном творчестве, конструировании. Поэтому важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослыми в повседневной жизни ребенка.
Публикация «Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ведущий вид детской деятельности - это игра. Игры вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Придумано много игр для повседневного общения, которые учат детей запоминать слова, правильно изменять слова, употреблять формы слов. Вот некоторые из них: «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», Чего не хватает?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.
В игре ребенок старается быть внимательным, пытается узнать предмет по описанию, пытается запомнить, как стоят игрушки и т. д. Ребенок не осознает истинное назначение игры, а приобретает грамматические знания и умения.
Лото, домино, парные картинки- это настольно-печатные игры, которые широко используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эти игры позволяют усваивать и закреплять знания в практических действиях.
Словесные дидактические игры, не имеющие опору на наглядный материал, учат детей мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют, которые не воспринимают.
Педагоги в своей работе широко используют игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи : «Какой, какая, какое?», «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении, «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий, «Чей хвост? Чья лапа? Чья морда?» (образование притяжательных прилагательных) «Скажи наоборот» (образование антонимов) и др.
Родители по рекомендации учителя-дефектолога пользуются данными играми дома.
Использование игр, основанных на народной культуре, дает еще большие возможности для решения поставленных задач. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы со многими народными сказками. И когда в игре используются знакомые персонажи, эмоциональный фон на занятии улучшается, дети с большим интересом включаются в игру. И на этом положительном фоне легче усваивается, предложенный педагогом или родителем, изучаемый материал.
Важную роль при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, играет взаимосвязь работы учителя-дефектолога, воспитателя и родителей. Добиться положительных результатов возможно только при систематическом применении специальных дидактических игр и упражнений в повседневной жизни ребенка.