Анна Некрасова
Роль игротерапии при снятии гиперактивности у детей дошкольного возраста в работе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
1. Тренировка устойчивого внимания.
2. Организация двигательной активности.
3. Мышечная релаксация.
4. Социальная адаптация.
*Занятия 2 раза в месяц в пятницу, всего 15 занятий в год.
*Питьё чая с успокаивающими нервную систему травами (утром).
*Сон под музыку, после сна упражнения на снятие двигательной активности.
*По возможности, занятия ритмикой и бассейн 1 раз в неделю.
ЗАНЯТИЯ
СЕНТЯБРЬ
Занятие №1
1. Тренировка устойчивого внимания. Игры:
* «Найди отличия» (дорисовывание деталей).
Публикация «Роль игротерапии при снятии гиперактивности у детей дошкольного возраста в работе по развитию речи» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
* «Покупки» (кто больше одежды купит).
* «Куда бежит дорожка» (лабиринт).
2. Двигательная активность. Игра «Рубка дров» (сколько расколол
поленьев).
3. Релаксация (пальцы рук). Игра «Олени».
4. Социальная адаптация. Игра «Что такое жадность?».
Занятие №2
1. Внимание. Игры:
*«Ласковые лапки» (угадай зверька).
* «Нанизывание бусинок на нить».
* «Спрятанные звери» (обвести карандашом их).
2. Двигательная активность. Упражнения с мячом.
3. Расслабление ног. Упр. «Пружинка» (под музыку).
4. Социальная адаптация: нарисовать торопышку, непослушайку,
жадину…
ОКТЯБРЬ
Занятие №3
1. Игры на внимание.
• «Четвёртый лишний» (убери неправильную картинку).
• «Куда бежит дорожка» (лабиринты).
• «Упаковка чемоданов» (Я кладу в чемодан рубашку. А я кладу в чемодан рубашку и носки. А я кладу в чемодан рубашку, носки и свитер).
2. Двигательная активность. Игра «Жмурки».
3. Релаксация. Упр. «Штанга» (под музыку).
4. Социальная адаптация. Игра «Башня любви» (каждый кладёт руку на руки и говорит, что он любит).
Занятие №4
1. Игры:
• Раскрашивание мячей по образцу (образец убираем через одну минуту).
• «Послушай историю» (какие имена запомнил, назови (6).
• Рисование: «Дом» (есть стены и крыша, нужно закончить рисунок).
2. Двигательная активность. Игра «Кричалки, молчалки, шепталки».
3. Релаксация (ноги). Игра «Пружинка».
4. Социальная адаптация. Тренинг «Минута шалости», «Если нравится тебе…», Хоровод ( взялись за руки и говорят: «Мы с вами добрые, весёлые, послушные дети. Улыбнитесь друг другу»).
НОЯБРЬ
Занятие №5
1. Игры:
• «Менялки» (меняются местами те, кто в синих носках).
• «Что изменил художник» (2 картины).
• «Разведчики» (посмотреть, как пройдёт разведчик, и провести всех детей).
2. Двигательная активность. Игра «Бой петухов» (на одной ноге, руки на поясе, бьются плечом).
3. Релаксация. Упр. «Пружинка» (под музыку).
4. Социальная адаптация: разыграть встречу после долгой разлуки. Хоровод (посмотреть друг на друга в глаза и улыбнуться).
Занятие №6
1. Игры на внимание:
• «Квадраты с точками» (закрасить синим цветом, если в квадрате одна точка, жёлтым, если две, зелёным – три, красным – четыре точки).
• «Истории с ошибками» (что не так).
• «Шерлок Холмс» (дети добавляют или изменяют что – то в одежде, сыщик должен найти, что изменилось).
2. Двигательная активность. Упр. «Каратист» (выполняет резкие движения руками и ногами, стоя в обруче. Остальные дети кричат: «Сильней, сильней!»
3. Релаксация. Упр. «Медвежата в берлоге».
4. Социальная адаптация: этюд «Эгоист»; «Хоровод» (взяться за руки, посмотреть друг на друга, улыбнуться).
ДЕКАБРЬ
Занятие №7
1. Внимание.
• «Давайте поздороваемся» (один хлопок – здороваемся за руки, два хлопка – плечами, три хлопка – здороваемся спинами).
• Корректурные пробы (зачеркнуть все «А», подчеркнуть «О», обвести в кружок «У»).
• Пиктограммы. (тема «Зима»).
2. Двигательная активность. Игра «Белые медведи» (два человека ловят детей, взявшись за руки).
3. Релаксация. Упр. «На берегу моря».
4. Социальная адаптация. Тренинг «Любящие родители» .
Занятие №8
1. Игры на внимание.
• «Человек» (ведущий называет части тела, дети хлопают, если правильно).
• Корректурные пробы (в квадрате +, в кружочке -).
• «Разговор с руками» (обвести ладонь, раскрасить). Беседа: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?».
2. Двигательная активность. Упр. «Бой петухов»
3. Релаксация. Упр. «На берегу моря».
4. Социальная адаптация. Тренинг «Дружная семья». Хоровод (встали в круг, посмотрели друг на друга, улыбнулись).
ЯНВАРЬ
Занятие №9
1. Игры на внимание.
• «Сосчитай предметы в группе» (треугольной формы, квадратные и круглые).
• Раскрашивание шаров по образцу (образец через 1 минуту убираем).
• «Узнай по голосу» (кто позвал).
2. Двигательная активность. Упр. «Крик в пустыне» (по сигналу дети кричат, наклоняясь вперёд, доставая лбом пол).
3. Релаксация. Упр. «Сосулька».
4. Социальная адаптация. Упр. «Вредное колечко» (наговорить в колечко вредные слова).
ФЕВРАЛЬ
Занятие №10
1. Игры на внимание.
• «Какого предмета в ряду не хватает?»
• «Расположи квадраты в данном порядке по образцу (образец убрать). Найти два одинаковых квадрата.
• «Узнай по голосу».
2. Двигательная активность. (руку правую вперёд, а потом её назад).
3. Релаксация. Упр. «Насос и мяч».
4. Социальная адаптация. – У тебя бумаги лист. Кто больше нарвёт снежинок «обид» и «злости». Вместе соберём их, вверх подбросим и щёткой заметём.
Занятие №11
1. Игры на внимание.
• «Найди ошибку» (сравнивание фигур).
• «Мыльные пузыри» (сосчитать).
• «Четвёртый лишний».
2. Двигательная активность. Игра «Иголка и нитка».
3. Релаксация. Упр. «Медвежата в берлоге».
4. Социальная адаптация. «Нарисуй и изобрази «Злючку». Хоровод.
МАРТ
Занятие №12
1. Игры на внимание.
• «Зеркало». (один показывает, другой повторяет).
• Корректурные пробы (кубик – в кружок, шар – зачеркнуть).
• «Небылицы» (чего не бывает).
2. Двигательная активность. Игра «Столкни кеглю» (сидя, опираясь руками об пол, толкнуть мяч ногами).
3. Релаксация. Игра «Фея сна» (колыбельная Дунаевского).
4. Социальная адаптация. Игра «Трудолюбие» (пантомима «Как мы трудимся»). Хоровод.
Занятие №13
1. Внимание.
• «Запомни, повтори» (работа со счётными палочками).
• «Узнай по голосу».
• «Зеркало».
2. Двигательная активность. Упр. «Каратист».
3. Релаксация. Упр. Расслабление шеи.
4. Социальная адаптация. Тренинг «Развяжи друг друга». Хоровод.
АПРЕЛЬ
Занятие №14
1. Внимание.
• «Сравни две картины».
• «Времена года» (разложить картинки по временам года).
• «Лабиринт».
2. Двигательная активность. Игра «Мяч в ложке».
3. Релаксация. Игра «Фея сна» (колыбельная Дунаевского).
4. Социальная адаптация. Тренинг «Дружба, взаимовыручка», «Хоровод».
Занятие №15
1. Внимание.
• «Назови одним словом» (человек, который торопится – торопливый).
• «Что изменилось?» (меняем предметы местами).
• «Мозаика».
2. Двигательная активность. Упр. «Кто дольше?» (скакалка).
3. Релаксация. Упр. «Пение птиц».
4. Социальная адаптация. Тренинг «Я о себе» (что во мне хорошего, какой я, что плохого). Хоровод (взявшись за руки, улыбнулись, в глаза друг другу посмотрели).
ЛИТЕРАТУРА
1. Зорина С. С. развитие и коррекция речи детей 4-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи : рабочая образовательная программа. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2007.
2. Заваденко Н. Н. Как понять ребё нка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М. : Школа-Пресс 1», 2001.
3. Романов А. А. Игротерапия : как преодолеть агрессивность у детей. – М. : Школьная Пресса, 2003.
4. Пасечник К. Л. Гиперактивность : как быть?//Журнал «Дошкольное воспитание» - №1,2 – 2007. – с. 88,89.