Ирина Дьякова
Роль игротеки для формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношении и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация. Благодаря игротеки, эти моменты можно исправить, а в отдельных случаях избежать. Игротека – это собрание речевых и дидактических игр, упражнений, направленных на все виды деятельности в развитии ребёнка. [3]
Публикация «Роль игротеки для формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии» размещена в разделах
На основании анализа литературных источников и логопедического обследования детей мною были подобраны и систематизированы игры и игровые упражнения для формирования речи, которые разработала А. К. Бондаренко, с целью формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
В работе с дошкольниками, имеющие речевые отклонения, я как логопед ставлю перед собой следующие задачи:
- широко использовать игры, как средство нравственного, физического, умственного развития;
- с помощью игр увеличивать потребность ребёнка в общение, желании общаться, накопление и развитие у него речевых умений и навыков;
- при поведении игры учитывать возможные особенности поведения у детей с теми или иными речевыми расстройствами.
Работу по формированию и профилактике звукопроизношения провожу по нескольким направлениям:
1. Развитие артикуляционного аппарата.
2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, слуха.
3. Развитие просодической стороны речи.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Речь является высшей психической функцией человека. Коррекционная работа логопеда с использованием речевых игр повышает компенсаторные возможности детей, так как построена на ведущей деятельности детей дошкольного возраста. [1]
Работа над коррекцией звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста при стёртой форме дизартрии начинается с нормализации мышечного тонуса:
1) гигиенический массаж лица.
2) точечный массаж;
3) массаж языка
Так же даю домашнее задание в тетрадях, которые дети вместе с родителями должны выполнить и принести на следующее занятие. Все задания и упражнения тесно связаны с темой недели. [2]
Работу по устранению недостатков звукопроизношения необходимо проводить как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Основная цель индивидуальных занятий – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей. [4]
Групповые занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Можно говорить о том, что использование игротеки в логопедической коррекции формирования речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрией наиболее эффективный метод работы. Так как игра является основной деятельностью ребёнка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разных приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, на разных этапах приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Таким образом, использование игротеки для формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии будет эффективно, если использовать комплексы игр с учётом структуры дефекта, а также если работу проводить совместно с воспитателем и родителями. При этом необходимо соблюдать алгоритм выполнения заданий и упражнений, рекомендованных логопедом. Такая система работы поможет быстрее добиться положительных результатов.