Ольга Викторовна Жукова
Специфика использования метода проектов в дошкольной практике
▼ Скачать + Заказать документы
1. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Публикация «Специфика использования метода проектов в дошкольной практике» размещена в разделах
2. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода для дошкольников:
Это - Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
3. Метод проектов (Значение проектного метода):
• дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
• помогает осваивать окружающую действительность;
• способствуют развитию творческих способностей;
• способствуют умению наблюдать, слушать;
• помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
• способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
• развивают речь, память, мышление, воображение;
• формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;
• стимулирует к самосовершенствованию.
Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители.
4. В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Работа над проектом проходит в несколько этапов (Этапы работы над проектом):
1. Целеполагание: педагог выбирает наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
5. Презентация проекта.
5. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
• исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна («Разноцветная неделя», «Вода вокруг нас», «Здравствуй дерево», «Домашние питомцы»);
• ролево-игровые: (с элементами творческих игр, в нем дети играют конкретных персонажей. «Русская народная сказка», «Музыкальные игры, как средство развития речевого аппарата у дошкольников»).);
• творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна «Коляда»);
6. информационно-практико-ориентированные: в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни, в оформлении группы («Лук зеленый друг», «Метео-площадка», «Времена года»).
7. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.