Светлана Ефимова
Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по созданию портфолио. Решила поделиться с Вами, уважаемы коллеги, быть может кому-то это пригодится)
Портфолио педагога – это индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования России за определённый период времени (обычно за последние 3 года). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Публикация «Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.
Портфолио воспитателя детского сада должно соответствовать требованиям Положения о портфолио педагога детского сада, которое разрабатывается в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и утверждается педагогическим советом ДОУ.
Требования к оформлению портфолио :
- систематичность и регулярность сбора и наполнения материалов;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
По содержанию можно выделить несколько видов портфолио :
• аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности воспитателя ДОУ за межаттестационный промежуток времени;
• накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;
• тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;
• проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным для воспитателя проблемам.
• Конкурсный – определяет рейтинг деятельности воспитателя ДОУ.
В зависимости от оформления портфолио могут быть :
• Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
• Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.
• Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
• Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:
- распечатав на бумаге,
- используя собранный материал для создания презентации;
- и разместив портфолио в Интернете.
Каждый раздел портфолио следует формировать на компьютере в отдельную папку, в которой будут содержаться текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.
По времени создания портфолио воспитателя детского сада делятся на:
• краткосрочные (проблемные,
• среднесрочные (тематические,
• долгосрочные (аттестационные, накопительные).
Время работы над портфолио определяется самим воспитателем исходя из задач, интересов и необходимости.
От вида и задач портфолио зависит его структура.
Предлагаю следующую структуру накопительного портфолио воспитателя детского сада:
1. Титульный лист.
2. Общие сведения.
В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:
• фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения;
• сведения об образовании;
• данные о трудовом и педагогическом стаже, уровне квалификации, прохождении курсов повышения квалификации, наградах, наиболее значимых достижениях, увлечениях.
3. Документы и материалы по самообразованию.
В этом разделе содержатся:
• план по самообразованию, отчёты по выполнению плана;
• информация о посещении и проведении мероприятий в рамках профессиональной деятельности;
4. Методическая копилка (конспекты открытых занятий, проведённых мероприятий, развлечений, рефераты и т. п.).
5. Результаты педагогической деятельности.
• данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);
• копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);
• результаты продуктивной деятельности детей.
6. Отзывы и рекомендации.
В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.
При формировании портфолио воспитатель может использовать элементы предметно-пространственной развивающей среды группы:
А) например в разделе портфолио «Методическая копилка» это могут быть конспекты мероприятий, сюжетно-ролевых игр с использованием игрушек, предметов, различных атрибутов, находящихся в Центрах (уголках) развития конструирования, двигательной активности, игровой деятельности, художественно-эстетического развития и т. д.
Б) в разделе «Документы и материалы по самообразованию» - это могут быть планы по методической работе по изучению влияния предметно-пространственной среды на развитие ребёнка, планы о проведении эксперементальной деятельности на основе какого-то Центра развития дошкольников.
В) в разделе «Результаты педагогической деятельности» - при проведении диагностики продуктивной деятельности дошкольников используются игры, предметы, атрибуты, игрушки, находящиеся в Центрах развития.