валентина шапошникова
Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
из опыта работы воспитателя Шапошниковой В. Ю.
«Чтение-это окошко,
через которое дети видят и познают мир»
Сухомлинский
Актуальность Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому возникает необходимость охранять природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям, как к части природы. Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет ходить и говорить, дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Именно поэтому воспитание сопереживания и сострадания должно происходить через формирование системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
Публикация «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
• понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
• осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическое место, и все они могут существовать одновременно.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Значение детской природоведческой литературы
«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т. д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…».
В. Бианки
Природоведческая книга расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.
Дети получают знания о новых явлениях и приметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т. д.). Книги о природе, раскрывая детям явления неживой природы, помогают устанавливать связи и отношения, существующие в природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.
Требования к подбору репертуара природоведческой книги в разных возрастных группах
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева, Берестова и др. При использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей.
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.», «Сорока-сорока», Котинька-коток», Ай люли,люли)
Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. В младшей группе в своей работе использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях
В своих книгах К. Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе "Лиса Патрикеевна" дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, "любимые" кушанья. Познакомила детей с его рассказами: «Бишка», «Васька», «Конь», «Уточки», «Петушок и его семья», «Собачка». Сказка К. Ушинского “Умей обождать”, которая чрезвычайно ярко демонстрирует детям последствия неправильного поведения в природе, дает основу для ознакомления малышей с некоторыми правилами экологической безопасности. В старших группах полезны такие его рассказы, как "История одной яблоньки", "Утренние лучи", «Ветер и Солнце», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел».
Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л. Н. Толстой.
Это рассказы о животных в младших группах "У Розки были щенки", "Хотела галка пить, «У Вари был чиж», в старших - "Лев и собачка», "Булька","Пожарные собаки", «Старик сажал яблони» и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера. Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер ("Акула", "Корова" и др.).
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой создали свои произведения природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.
Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. Его произведения просты и легки для восприятия, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Сказки у Бианки- особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано как по настоящему и по разному живут и действуют её герои.
Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. Уже названия произведений ставят перед детьми вопрос, на который они ищут ответ. "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты" и др. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Как муравьишка домой спешил»,«Мастера без топора», «Синичкин календарь» «Теремок», «Лис и мышонок»,дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Из рассказа В. Бианки «Сова». дети поняли, что нельзя нарушать связей, сложившихся в природе. Исключение одного из звеньев лесной цепочки ведет к гибели многих животных, растений, т. е. природы, частью которой является человек. Поэтому, чтобы изменить что-то в природе, надо дать оценку своему поведению, т. к. нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Рассказ «Олени и хищники» помог детям понять, что это действительно так. Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Особое место отводится работе с произведениями Е. Чарушина. Большой любитель и знаток природы- писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов («Курочка», «Корова», «Про зайчат.», «Лисята», «Медвежата».) «На нашем дворе», «Томка», «Рябчонок», «Волчишко»,«Лесная сказка», «Никита и его друзья» Иллюстрации автора к его произведениям, передавая настроение повествования, выделяя главное в ситуации, помогают детям осмыслить повествование, выполняют познавательные, дополняющие и эстетические функции, наряду с текстом формируя систему знаний и представлений детей об окружающем их мире. Эти иллюстрации связаны с замыслом писателя, помогают ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказывают, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста. Из более поздних авторов детской книги важно отметить В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Три котенка», Н. С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Вечерняя сказка», «Сказка об умном мышонке», «Детки в клетке», «Усатый полосатый», К Чуковский «Цыпленок»
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку использую в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читаю произведения Н. М. Павловой "Под кустом" (о гусином луке) и "Как облачко" (о подмареннике).
Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ "Под снегом на лугу". Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке
Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги помогаю детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Главное внимание уделяю раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Обязательное требование к беседе -- сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. С помощью вопросов от лица героя, стараюсь сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов.
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому полезно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, С. Есенин, А. Толстой, И. Суриков и др. А. С. Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений часто используются для чтения детям. Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.
Многие стихотворения посвятил детям Н. А. Некрасов, часть из которых использовала в работе с детьми при ознакомлении их с природой «Мороз Воевода», формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней ("Дедушка Мазай и зайцы"). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: "Перед дождем", "На ручей, рябой и пестрый…" и др.
Очень подкупают стихи А. Фета. Его поэзия посвящена красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. "Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель "вполголоса скрипит", "краснеют по краям кленовые листы". Знакомила ребят с такими произведениями А. А. Фета - "Чудная картина", "Ласточки пропали", "Кот поет…", "Мама! Глянь-ка…".
Произведения художественной литературы могут использовала в самых различных ситуациях., например, при наблюдениями за явлениями природы. Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных снежинок, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов. Предлагаю вспомнить стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году". Дети вспоминают: " "В декабре, в декабре все деревья в серебре…", И. Суриков «Белый снег пушистый…». Это помогло детям лучше понять основную идею стихотворений, увидеть красоту зимней природы.
"А теперь послушайте новое стихотворение" читаю "Первый снег" Е. Трутневой:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый, или «Ночью кот принес на лапах первый снег,
Зимой в младшей группе на прогулке, обращая внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело, усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения М. Познанской «Снег идет», А. Барто «Снег, снег».
На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки, гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними
Но иногда, чтение художественного произведения предшествует наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Так, после заучивания стихотворения С. Есенина «Береза», дети с особым интересом рассматривали березы на участке. Чтение художественных произведений после наблюдений помогало подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» -И. Бунина, что усилило впечатление от непосредственного наблюдения, помогло детям лучше понять и запомнить красоту этого явления. После ознакомления детей с комнатным растением «Бальзамин», можно прочитать стихотворение Е. Благининой «Огонек».
Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из "Лесной газеты" В. В. Бианки, "Сорочьих тараторок" Н. Сладкова и Г. Скребицкого «Первый снег», «Четыре художника-«Зима», «Осень» и др.
Произведение Н. Павловой «Земляничка» рекомендовано детям первой младшей группы. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть — птичка, мышка, лягушка, змея. Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка — на дерево, мышка — в норку, лягушка — под листок, змея — под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше
Наблюдая за птицами и знакомя с ними говорю о пользе птиц- они уничтожают комаров и мошек, гусениц читаю рассказ Ушинского «Ласточка». Знакомя детей с обитателями зоопарка- читаем произведение С. Я. Маршака «Где обедал воробей», «Детки в клетке»
Проводя наблюдения за травой и цветами учим детей бережно относится к растительному покрову, читаем стихотворение о чём шепчет травушка-муравушка.
«Притоптали меня травушку
притоптали меня зелёную.
Да всё детушки да всё смелые
в зелёном саду гуляючи,
бегая играючи.»
Или читаем стихотворение Т. Собакиной «Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если все и я и ты, если мы сорвём цветы то окажутся пусты и деревья и кусты и не будет красоты.
У детей 4-5 лет преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и природе. Но уводя дошкольника от сказки сопоставляя её образы с реальными предметами, объектами природы, помогаю обрести реалистические представления об окружающем мире. Дети старшей группы уже больше знают о природе и имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, данном этапе формирую представления о временах года, домашних и диких животных. Вот еще примерный перечень природоведческой художественной литературы для чтения и рассказывания детям старшего и подготовительного к школе возраста.
Дмитриев Ю. «Кто без крыльев летает?», «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Кто живет на болоте? «Рассказы моей полянки».
Онегов А. «На лесной полянке».
Паустовский К. «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Квакша», «Золотой луг», «Заботливый цветок».
Пришвин М. «Этажи леса», «Еж», «Золотой луг», «Лесной доктор», «Ребята и утята», «Журка»
Сладков Н. «Неслух»,, «Как медведя переворачивали?», «Суд над декабрем», «Медведь и Солнце». Диалоги – миниатюры. «Выдра и Ворон», «Барсук Медведь», «Сорока и Оляпка», «Дрозд и Сова», «Кто в моем доме живет?», «Кто такой?», «Четыре художника»
Снегирев Г. «Кто сажает лес?», «Скворец», «Хитрый бурундук», «Про оленей», «Про пингвинов», «Про птиц», «Как птицы и звери готовятся к зиме», «Дикий зверь», «В пустыне», «Кедр», «Загадочный зверь».
Соколов – Микитов И. «Весна, «Белки», «Еж».
Чаплина В. «Лесные жители».
Шим Э. «Камень, Ручей, Сосулька, и Солнце».
Произведение К. Г. Паустовского.
М. Горький «Воробьишко»
Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах
Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя :
непосредственно-образовательную деятельность,
образовательную деятельность в ходе режимных моментов,
самостоятельную деятельность детей,
взаимодействие с семьями детей.
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба». Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку обеспечиваю их активность во время слушания: помогаю выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.
Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т. д.
Используя разные приемы и педагогические ситуации, помогаю правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, полюбить их и в дальнейшем и подражать им в добрых делах поддерживаю внимание и интерес к слову в литературном произведении,
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Например, в средней группе внимание воспитанников обращаю на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях, помогаю сформировать правильные представления об их внешнем виде.
В старшем возрасте интересные и полезные знания о диких животных дети почерпнут из книг: Л. Толстого «Зайцы», «Как волки учат своих детей»; М. Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь» «Золотой луг», Мамин- Сибиряк «Серая шейка».
В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме как времени года. В системе работы по формированию представлений о природе зимой, воспитатель знакомит детей с произведениями К. Д. Ушинского «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи-зимы»; В. В. Бианки «Книга зимы», Н. И. Сладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль».
В старших группах дети с удовольствием интересуются литературой о природе, энциклопедического характера, особенно о животных.
Заключение
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать три главных задачи:
• формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
• развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
• формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры детей;
• - сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям
• природы, экологическое мышление;
• дети участвуют в пассивной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• наблюдается преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;
МБДОУ Детский сад №1 р. п. Ардатов