Надежда Илюхина
Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников в рамках консультации с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство - это особый период в жизни человека,
который нужно прожить содержательно, радостно,
а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни
каждого ребёнка».
Д. Родари.
[/b]
К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы.
Публикация «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников в рамках консультации с родителями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром.
Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства.
Сказка универсальный учитель. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека. В большинстве своем ребенок знакомится со сказкой традиционными методами: чтением, рассказыванием, драматизацией и т. д. В работе с дошкольниками мы используем различные виды сказок: народные, авторские, поэтические. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку.
Формы организации работы со сказкой могут быть самыми разнообразными:
- использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
- широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
- включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова, проведение конкурсов рисунков на сказочные темы и т. п. ;
- использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
- включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Одна из любимых мною форм работы — составление собственной книги сказок. Она помогла моим воспитанникам поверить в свои силы и способности. Во время презентации книги всем авторам вручались «Удостоверения сказочника». Заслуживает внимания и такая форма работы как проведение викторин, выявляющих уровень знаний, систематизирующих представления, позволяющих педагогам увидеть результаты своей работы и наметить перспективы. Большое внимание уделяется подбору заданий сказочной викторины. Непременным условием является разнонаправленность заданий с разным уровнем сложности.
Большое влияние на детей оказывает и просмотр детских спектаклей совместно с родителями. Это сближает нас. После посещения мы обсуждаем постановку, выслушиваем мнение и взрослых и детей. Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы:
1. красный - радуюсь,
2. синий - мне жалко,
3. жёлтый - хочу помочь,
4. белый - справедливо,
5. чёрный – несправедливо
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т. к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. К работе со сказкой рекомендуется подходить не традиционно, так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. То мы учим детей мыслить оригинально и не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования; то придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит. д. Этим мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Необходимо отметить, что сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог - дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действования.
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Они с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, они получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками. И именно поэтому, я считаю, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности ребенка.