Получи документы

Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника»

Жанна Манджиева
Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам.

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит “от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных, нравственных качеств” (Б. С. Гершунский).

Публикация «Родительское собрание „Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям (“Концепция дошкольного воспитания”).

Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т. е. формируется нравственная и культурная основа его личности.

Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

Как вы думаете, зачем нам надо читать? (Игра с мячом)

Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман трусость, благородство, готовить ребенка к реальной жизни. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому для нас важно развить в нем любовь и интерес к чтению.

Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых.

“Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе” (В. А. Алексеев).

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет говорить и начнет ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Еще великий А. С. Пушкин говорил: “Чтение – вот лучшее учение”. А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.

Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребенка. Окружающая природа – источник развития не только ума, но нравственных чувств ребенка.

Мини-анкета для родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

Что дает ребенку общение с природой? (если Вы согласны с суждением, отметьте его знаком “+”)

Дети получают массу разнообразных знаний, расширяется их кругозор, развиваются умственные способности.

Развивается наблюдательность, которая является показателем психологической готовности к школьному обучению.

Развиваются и обогащаются речь, мышление, память, внимание….

Природа оказывает благотворное влияние на физическое развитие. (Прогулки в природу улучшают общее физическое со стояние. Движения и игры на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на жизнедеятельности всего организма.)

Общаясь с природой, дети испытывают удовлетворение от того, что сделали что-то доброе и хорошее в природе.

Они учатся чувствовать красивое и некрасивое, они научаются “говорить” с каждым цветком и птицей, солнцем и ветром и любить их. Они начинают понимать, что хорошо, а что плохо, переживают и сочувствуют. У них появляется чувство сострадания.

Природа – источник развития нравственных чувств ребенка.

Дети учатся заботливому и бережному отношению к растениям и животным.

В детях воспитываются доброта и сердечность.

Природа – первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.

С ранних лет ребенок приобщается к природе, постигает ее тайны и секреты, учится общаться с растениями и животными, учится определенным образом вести себя в природе.

Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее червей, бабочек, муравьев и т. д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь.

Как Вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (высказывания родителей)

Да, пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. А это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом (взрослый внук сильнее бабушки).

Вот как писал Б. Рябинин в своей книге “О любви к живому” : “Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его БОЯТСЯ, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой”.

Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

Читаете ли Вы сами в настоящее время художественную литературу? (высказывания родителей)

Прививая интерес к чтению, родители должны помнить, что они сами главный пример для ребенка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят своих родителей с книгой в руках, так как они предпочитают книге телевизор или компьютер.

А вот послушайте, что говорит наши дети? (Результаты интервьюирования)

Есть ли у тебя дома книги? Назови какие.

Любишь ли ты, когда тебе читают?

Какая книга тебе нравится больше всего? Кто ее автор?

Кто тебе дома читает книги?

Часто ли тебе читают?

Хочется ли тебе самому читать книги?

Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т. д.

При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения.

Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова и т. д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука “Шестиногие соседи”, “сколько глаз у стрекозы?”, Н. Розанова “Муравей красная Точка”, “Подземный путешественник”, “На зеленой иголке”. Познакомившись с книгой Ф. Льва “Для чего деревьям листья”, дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева “На лесной поляне”…

Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

Однако следует помнить, что все-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании.

Решение родительского собрания

Приучать ребенка к книге. Сделать в семье подборку детской литературы природоведческою содержания для совместного чтения.

Завести ритуал вечернего чтения и читать ребенку понемногу каждый вечер качественную литературу.

Помогать ребенку “вживаться” в книгу, развивать его образное мышление и речь.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К КНИГЕ

родительскому собранию на тему : “Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников”)

Длагать ребенку только качественную литературу для чтения.

Завести ритуал вечернего чтения, выбрав книгу, соответствующую возрасту ребенка.

Читать понемногу, но каждый день.

Предлагать ребенку рисовать иллюстрации к прочитанному, “писать” к ним тексты.

Учить ребенка пользоваться с ребенком сценки из прочитанной книги, обсуждать содержание сюжета.

Не увлекаться методикой раннего обучения чтению, особенно если у него есть какие-либо невропатологические проблемы (ребенок поздно заговорил – после 2,5-4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).

Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.

Публикации по теме:

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой,.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проект «Бал цветов» Педагогический проект «Бал Цветов» Цветы ранимы и желанны, Цветы прекрасны и нежны. Как грустно станет на планете Без ярких капель красоты.

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка — дошкольника» Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной.

Консультация для педагогов «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника» Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее.

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: - развитие.

Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 15:15
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Манджиева (УИ 1772728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД