наталья бурых
Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление.
Задача воспитателя- воспитание у детей экологической культуры, фундаментом которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану окружающего мира.
Эффективность экологического развития дошкольника во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержания нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков.
Публикация «Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
1) Занятия как специально организованная форма обучения.
2) Совместная деятельность педагога и детей.
3) Самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позиции равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем дошкольнику предоставляются возможности действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природным объектом.
Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей.
Социально организованное обучение.
Экскурсии
Занятия
1) Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и растением)
2) Изобразительная деятельность экологической тематики.
3) Ознакомление с трудом взрослых в природе.
4) Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
5) Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях- по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок, придумывание экологических сказок, беседы.
6) Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающие наблюдения, обобщающая беседа).
7) Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие о форме дидактических игр на классификацию).
Совместная деятельность педагога и детей.
1) Диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная).
2) Наблюдение в уголке природы, на прогулках, у окна.
3) Целевые прогулки в природу.
4) Игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные.
5) Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
6) Беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам.
7) Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней.
8) Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
9) Опыты, поисковая деятельность.
10) Труд в уголке природы и на участке.
11) Просмотр видеофильмов.
12) Ведение календаря природы.
13) Различные виды изобразительной деятельности на экологические темы.
14) Экологические праздники и досуги.
15) Самостоятельная деятельность детей.
-1-
Самостоятельная активность детей (разные виды игр, экспериментирование, уход за растениями и животными уголка природы; работа с литературой, энциклопедиями;
коллекционирование, изготовление моделей поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованная деятельность).
На занятиях дети осваивают не только экологическое представление, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла- наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений- но и такие их виды, в которых представлена так называемая отражательная деятельность ребенка: по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а так же экологические праздники и досуг. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность. Чем более разнообразно содержание совместной деятельности, тем полнее будут решены поставленные задачи. Важным компонентом системы работы являются самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды. В помещении она представлена зеленой зоной уголка природы, зимнего сада. На участке могут быть созданы микро-пейзажи и ландшафты. Содержание развивающей среды являются экологические игры, иллюстрации и книги, оборудование для ухода за живыми существами и др.
Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности. Например предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка природы, поиграть. Систематический труд формирует у детей привычку заботиться о живом.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Задача родителей- помочь ребенку обрести сугубо (человеческое видение мира (и в социуме и природе, которые формируются благодаря возможности усваивать опыт, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношения к окружающему миру.
Может проводиться родительские собрания на тему «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».
Давать родителям рекомендации, которые помещаются на стенд и периодически меняются.
Можно рекомендовать следующие темы:
1) «Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей».
2) «Зеленый мир на окне».
3) «Если вы заняты, а ребенок рядом».
4) «Наблюдение и игра с детьми во время прогулки».
5) «Приучайте детей трудиться»
-2-
Полезные рекомендации:
1) Давать возможность полнее воспринимать природный объект, отметить цвет. Запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка ит. д.
2) Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
3) Разговаривать с объектами живой природы (березкой, травкой, цветами) наделяя его человеческими качествами, ласково обращаться.
4) Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаться ее красотой.
5) В присутствии детей не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе.
Ребенок в отношении к природному окружению повторяет поступки взрослых, родителей. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются и травкой, ручейками, цветами- то ребенок впитает эти эмоции и чувства. Родителям необходимо приобщать детей к посильному соучастию в труде (уход за растениями, животными, работа на приусадебном участке, на даче. Полить, прорыхлить, посадить. Ребенка можно научит не только работать на огороде, но и наблюдать за растениями). Очень нравятся детям игры в семейном кругу. Взрослые семьи могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно- ролевых игр ребенка. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственное наблюдение, труд, художественную литературу, телепередачи, то заинтересованность детей этой областью деятельности, несомненно, найдет отражение в его играх. Почаще ходить в парки, зоопарк, в лес, всей семьей. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра- это серьезное дело в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает ее содержание, улучшает отношение с ребенком.