Лучший педагог года

Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников

наталья бурых
Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Вступление.

Задача воспитателя- воспитание у детей экологической культуры, фундаментом которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану окружающего мира.

Эффективность экологического развития дошкольника во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержания нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков.

Публикация «Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

1) Занятия как специально организованная форма обучения.

2) Совместная деятельность педагога и детей.

3) Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позиции равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем дошкольнику предоставляются возможности действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природным объектом.

Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей.

Социально организованное обучение.

Экскурсии

Занятия

1) Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и растением)

2) Изобразительная деятельность экологической тематики.

3) Ознакомление с трудом взрослых в природе.

4) Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

5) Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях- по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок, придумывание экологических сказок, беседы.

6) Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающие наблюдения, обобщающая беседа).

7) Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие о форме дидактических игр на классификацию).

Совместная деятельность педагога и детей.

1) Диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная).

2) Наблюдение в уголке природы, на прогулках, у окна.

3) Целевые прогулки в природу.

4) Игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные.

5) Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

6) Беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам.

7) Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней.

8) Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

9) Опыты, поисковая деятельность.

10) Труд в уголке природы и на участке.

11) Просмотр видеофильмов.

12) Ведение календаря природы.

13) Различные виды изобразительной деятельности на экологические темы.

14) Экологические праздники и досуги.

15) Самостоятельная деятельность детей.

-1-

Самостоятельная активность детей (разные виды игр, экспериментирование, уход за растениями и животными уголка природы; работа с литературой, энциклопедиями;

коллекционирование, изготовление моделей поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованная деятельность).

На занятиях дети осваивают не только экологическое представление, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла- наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений- но и такие их виды, в которых представлена так называемая отражательная деятельность ребенка: по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а так же экологические праздники и досуг. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность. Чем более разнообразно содержание совместной деятельности, тем полнее будут решены поставленные задачи. Важным компонентом системы работы являются самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды. В помещении она представлена зеленой зоной уголка природы, зимнего сада. На участке могут быть созданы микро-пейзажи и ландшафты. Содержание развивающей среды являются экологические игры, иллюстрации и книги, оборудование для ухода за живыми существами и др.

Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности. Например предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка природы, поиграть. Систематический труд формирует у детей привычку заботиться о живом.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Задача родителей- помочь ребенку обрести сугубо (человеческое видение мира (и в социуме и природе, которые формируются благодаря возможности усваивать опыт, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношения к окружающему миру.

Может проводиться родительские собрания на тему «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».

Давать родителям рекомендации, которые помещаются на стенд и периодически меняются.

Можно рекомендовать следующие темы:

1) «Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей».

2) «Зеленый мир на окне».

3) «Если вы заняты, а ребенок рядом».

4) «Наблюдение и игра с детьми во время прогулки».

5) «Приучайте детей трудиться»

-2-

Полезные рекомендации:

1) Давать возможность полнее воспринимать природный объект, отметить цвет. Запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка ит. д.

2) Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

3) Разговаривать с объектами живой природы (березкой, травкой, цветами) наделяя его человеческими качествами, ласково обращаться.

4) Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаться ее красотой.

5) В присутствии детей не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе.

Ребенок в отношении к природному окружению повторяет поступки взрослых, родителей. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются и травкой, ручейками, цветами- то ребенок впитает эти эмоции и чувства. Родителям необходимо приобщать детей к посильному соучастию в труде (уход за растениями, животными, работа на приусадебном участке, на даче. Полить, прорыхлить, посадить. Ребенка можно научит не только работать на огороде, но и наблюдать за растениями). Очень нравятся детям игры в семейном кругу. Взрослые семьи могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно- ролевых игр ребенка. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственное наблюдение, труд, художественную литературу, телепередачи, то заинтересованность детей этой областью деятельности, несомненно, найдет отражение в его играх. Почаще ходить в парки, зоопарк, в лес, всей семьей. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра- это серьезное дело в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает ее содержание, улучшает отношение с ребенком.

Публикации по теме:

Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ.

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка — дошкольника» Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной.

Консультация для педагогов на тему «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников в рамках консультации с родителями «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская народная мудрость. Важнейший аспект в решении вопроса.

Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте.

Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание – это, общение человека с природой, при котором человек находится в гармонии с природой, бережно и эмоционально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 20:22
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья бурых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД