Ирина Викулова
Методическая разработка «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Опыт показывает: если пытаться давать дошкольникам экологические знания в традиционной форме, то они этих знаний не воспринимают и экологических понятий не усваивают. Ребёнок может сам сформулировать закономерность, но не понимает её, если эту закономерность формулирует взрослый. Вот почему важно выбрать из всего многообразия методов и приёмов тот, который был бы приемлем для данного возраста.
Публикация «Методическая разработка „Роль игры в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1.1. Игра – эффективный метод формирования экологического сознания
Именно игровая деятельность, как нам кажется, естественным образом связывает формирование экологического сознания со всем процессом развития личности дошкольника. Можно предположить: усвоение системы знаний по экологии посредством игры происходит более эффективно. Создавая положительные эмоции, игра, несомненно, оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и становится условием повышения эффективности их экологического воспитания и обучения. Использование игровых методов в обучении дошкольников весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности ребёнка. Игра является естественным его состоянием, она должна пронизывать все сферы жизни, поэтому игровые методы обучения и воспитания в сравнении с другими имеют несравненные преимущества.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками. В игре проявляется детское воображение, полёт фантазии, глубина чувств. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир, стать субъектом «хозяином» своей деятельности. А самое главное – в игре происходит становление самооценки и самосознания. Знания, полученные собственными усилиями в процессе игр, более устойчивы и имеют большую формирующую ценность: они способствуют развитию способностей и наклонностей, научных интересов и представлений об окружающем мире.
При проведении игр нужно учитывать что:
- каждая игра должна быть для детей интересной, ведь именно интерес стимулирует внимание, сосредоточенность и, следовательно, содействует усвоению заданного материала;
- любая игра должна содержать в себе посильные для детей трудности, ибо это активизирует мысль, внимание, организует детское поведение, формирует сознание;
- каждый ребёнок (а не отдельные дети) должен быть активно деятельным в играх, что как известно, зависит от выбранного педагогом методов руководства;
- взрослый должен стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок принимал поставленную перед группой детей задачу, как задачу для себя. Это зависит от того, как педагог сумеет заинтересовать детей заданием, и насколько используемые методы вовлекают ребёнка в процесс игровой деятельности.
Если детям предоставляется самостоятельность в поиске ответа на поставленный вопрос, то резко изменяется эмоциональный фон игры. Дети ведут себя раскованно и активно, в речи появляется уверенность или сомнение, категоричность, усмешка, жалость, настороженность. Эмоциональный настрой в течение всей игры поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, способствует развитию творческого мышления. Знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственными переживаниями, не становятся активным достоянием ребёнка, которые он мог бы свободно применять в других условиях. Игра даёт ему возможность применить на практике то, что уже знакомо и побуждает к усвоению нового.
Важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В этом помогут экологические игры. Это игры, в которые внесены некоторые биологические знания и сведения о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, а также другие экологические понятия, которые послужат источником формирования элементарных экологических понятий.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал, экологические игры представляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных знаний и расширению кругозора.
1.2. Значение дидактической игры в экологическом воспитании
Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему целесообразно использовать дидактические игры. Почему именно дидактические? Преимущества этих игр в том, что дидактический материал даёт возможность выделить одну определённую задачу, сосредоточить внимание ребёнка на какой – то одной стороне предмета. В них прослеживается единство и своеобразие двух её сторон – игровой формы и обучающей направленности, т. е. в играх есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьёзности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьёзности) определяет характер игровой ситуации или вид игры.
Дидактические игры в младших группах проводятся с целью: научить ребёнка различать предметы, растения, животных по внешнему виду, а также соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создавать адекватные образы предметов реального мира. Организуя такие игры, взрослый поручает принести лист, цветок, какой-нибудь овощ и т. д. Игры «Кто это?», «Попробуй, что это?», «Когда это бывает?», «Узнай животных» и др.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь, закрепляют знания о животных, описывают растения и животных по наиболее типичным признакам, узнают детёнышей, различают их по внешнему виду и др. В этой группе проводятся такие игры, как «Какое это животное?», «Найди деток», «Что растёт в лесу?», «Кому что нравится?»
В старшей группе дети должны самостоятельно развивать сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (а также знаний, полученных на экскурсиях, в беседах со взрослыми). Для этого проводятся такие дидактические игры : «Угадай, кто позвал?», «Что на рисунке неправильно?», «Что где растёт?», «От какого дерева листок?» и др.
В подготовительной группе от детей уже требуется сообразительность, умение решать самостоятельно познавательные задачи, способность проявлять волевые усилия при достижении поставленной цели. Для этого проводятся такие дидактические игры, как «Кому что нужно для жизни?», «Растёт, цветёт и зреет», «Домашние и дикие животные» и др.
Но главное преимущество дидактической игры заключается в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а маскируются. В отличие от занятий, в дидактических играх не формируется учебная деятельность, а развиваются нужные свойства личности: чувства и воля, воображение и мышление, память, любознательность и наблюдательность. Дети отражают то, что уже знакомо, познают неизведанное. Дидактическая игра даёт богатые возможности для формирования экологического сознания дошкольника.
1.3. Различные формы в экологическом воспитании дошкольников
При проведении этих игр рекомендуется использовать натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, а также картинки с изображением растений и животных, явлений природы. Всевозможные игрушки включаем в диалоги в ходе игры. Биография таких героев, как Чипполино, Незнайка, Карлсон и др. позволяет использовать их не с целью развлечения детей. А как условие, помогающее решению дидактических задач игры. Незнайка глупенький, толком ничего не знает, задаёт нелепые вопросы, ему нужно всё объяснить. Рассказать. Чипполино, наоборот, много знает об овощах, т. к. живёт на огороде, его интересно слушать. Карлсон живёт на крыше, везде летает, всё видит, с ним тоже интересно. Дедушка Водяной помогает знакомству с обитателями озёр, рек и других водоёмов. Старик – лесовик – незаменимый помощник в знакомстве с лесом, с дикими животными, птицами, с растениями. Мы убедились, что использование литературно – сказочных персонажей, биография и поведение которых так или иначе могут быть связаны с содержанием природоведческих или экологических знаний, вносят в процесс обучения игровой стержень, создаёт условия для слияния игровой и учебной деятельности, что даёт гарантии успешного формирования экологического сознания дошкольников.
Было бы неправильно, если бы мы использовали только экологические и дидактические игры. Можно широко применять подвижные игры, которые связаны с повадками животных, их образом жизни («Наседка и цыплята», «Волк и овцы», «Лисы и зайцы»). В некоторых подвижных играх отражаются явления неживой природы («Солнышко и дождик», а в играх «Угадай, какое это животное», «Пробеги, как олень», «Замри» дети, подражая действиям животных, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Незаменима роль творческих игр, в которых дети отражают впечатления, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, повседневной жизни усваивают знания о труде взрослых в природе. При этом у них формируется положительное отношение к труду, к окружающим, к природе.
В играх – экспериментах с землёй, песком, глиной, водой, снегом, льдом дети становятся активными участниками. Все опыты дети делают на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. При обсуждении с детьми результатов опытов необходимо подвести самих детей к самостоятельным выводам и суждениям. Игры – эксперименты помогают развивать у детей способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками, шишками и т. д., широко применяющихся на прогулках. В этих играх дети знакомятся с качествами и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Дети в процессе игры узнают, что вода бывает холодной и тёплой, что она разливается, в ней тонут камни, но плавают щепки, мелкие игрушки. Сухой песок рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убеждённость, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт самого дошкольника. У него вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Большой интерес у детей вызывают игры – задачи : «Что произойдёт, если люди будут мыть автомобили в реке?», «Что произойдёт, если горе – туристы пришли в лес?», «Что случится, если оставить костёр не потушенным?» и др., в ходе которых дети моделируют предполагаемую ситуацию, дают оценку поступкам человека, вырабатывают правила поведения в окружающей среде, а также игровые задания, связанные с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например, «Встретились ёж с белкой и разговорились», осенью в лесу проходило собрание животных на тему «Кто как готовится к зиме?», «Выглянул подснежник из – под снега, огляделся и подумал…», «Стояли в вазе цветы: гордый пион, скромная гвоздика, длинноногая ромашка. Пион сказал: «…». Такие ситуации «Взгляд со стороны» развивают у детей умение и желание видеть реальность глазами других, учат быть объективными, беспристрастными к себе и другим.
Организуя детские игры для целенаправленного формирования экологического сознания, нужно знать, что игра с раннего возраста должна представлять самостоятельную деятельность детей. Ребёнок, а не взрослый, должен быть хозяином положения. Взрослые должны вдумчиво, практично, неназойливо руководить игрой, не диктуя ребёнку, что ему делать, без конца поучать его. Нужно незаметно помогать ему советом. Ведь игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо и побуждать к усвоению нового.
Игра для ребёнка – это его жизнь, со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками. Организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать в том или ином духе, формировать то или иное качество, а в нашем случая – экологическое сознание.
2. Система игр для формирования экологического сознания дошкольника.
Дидактические игры с растениями.
Названия игры Цель
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. «Растёт, цветёт и зреет».
«Расскажи о прошлом, настоящем и будущем».
«Найди листок (цветок) какой покажу».
«Угадай, какой наш дом?»
«С какой ветки детки?»
«Угадай, что где растёт?»
«Какому растению что нужно?»
«Путешествие на луг». Учить выделять отдельные взаимосвязи и прослеживать их; в какой последовательности развивается растение: семя, проросток, молодое растение, цветение, плодоношение, семя и т. д. от семени до семени.
Учить находить предмет не только по сходству, но и различию в строении растений.
Учить находить растения по описанию взрослого, составлять и отгадывать загадки о деревьях, используя характерные признаки.
Уточнить знания детей о названии растений, упражнять в определении, различии, классификации растений.
Закрепить знания детей о названии растений и месте их произрастания.
Дать экологическое понятие о растениях : теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, теневыносливые. Размещение зависит от этих особенностей.
Закрепить знания детей о растительном мире луга. Цветы – укрытие для насекомых, их дом. Они взаимозависимы.
Дидактические игры, знакомящие детей с животным миром.
Название игры. Цель.
1.
2.
3.
4. «Кто живёт в пруду?»
«Подземные жители».
«Лесные жители». «Летает, ползает, прыгает, плывёт».
«Кто чем питается?»
«Пищевые цепочки». Познакомить с обитателями водоёма
(рыбы, лягушки, водные насекомые: комары, стрекозы). Дать представление о том, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Познакомить с правилами поведения возле водоёма (не шуметь, не мусорить, не подходить близко к воде).
Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных
обитателей. Показать их приспособленность к почвенной среде. Воспитывать бережное отношение, учить преодолевать брезгливое отношение к червям.
Познакомить детей с дикими животными. Учить делать обобщение на основе признаков сходства, для чего объединить животных в группы:
а) по способу передвижения (летающие, плавающие, бегающие, ползающие);
б) по способу питания (хищные, травоядные, зерновидные).
Закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы, подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.
5.
6.
7.
8.
«Назови меня».
«Хищник – добыча».
«Угадай, какой ты зверь?»
«Лисы и зайцы». Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных, развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.
Упражнять детей в установлении связи «хищник – добыча».
Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде. Учить классифицировать животных.
Уточнить и закрепить представления об особенностях образа жизни и повадках животных; подвести к установлению взаимосвязи между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.
Дидактические игры – задачи.
Название игры. Цель.
1.
2. «Что произойдёт, если…
а) Люди будут мыть автомобили в водоёме?
б) Если человек срубит все деревья в лесу?
в) Если горе – туристы придут в лес?»
«Если бы ты был птицей (животным, что бы ты рассказал человеку?»
Учить детей находить решения и делать соответствующие выводы о деятельности человека в природе, подвести к пониманию, что природу необходимо беречь.
Учить детей на основе уже имеющихся знаний передавать те или иные неблагоприятные условия
существования и выявлять причину
а также учить входить в образ птицы (животного).
Игры – эксперименты.
Названия игры. Цель.
1.
2. Эксперимент с почвой.
Эксперимент с водой. На примере показать, как происходит загрязнение почвы. Обсудить возможные последствия.
Учить самостоятельно проводить опыт, устанавливать взаимосвязи и делать соответствующие выводы.
Игры с природным материалом.
Названия игры. Цель.
1.
2.
3. «Сделай подарок Лесовику».
«Красивая игрушка».
«Бусы для куклы». Воспитывать желание делать приятное кому – либо из природного материала (шишки, жёлуди, веточки).
Самостоятельно изготавливать игрушки.
Закреплять умения делать игрушки – самоделки из природного материала, развивать творческую инициативу.
Заключение
Таким образом, у нас есть все основания считать, что в период дошкольного детства могут быть заложены основы экологического сознания в процессе проведения игр, а также личностных образований, характеризующих специфику познания детьми природы и отношения к ней. Эти образования, опирающиеся на интеллектуально – эмоциональные возможности детей, способны обеспечить им правильную действенную ориентировку в том круге объектов природы, с которыми дети вступают в непосредственный контакт.
Развитые в достаточной степени такие качества, как мышление, устанавливающее причинно – следственные отношения, эмоциональная отзывчивость, некоторые практические навыки могут стать в условиях систематического проведения игр основой экологического воспитания дошкольников. Дети приобретают умение видеть и понимать специфику и самоценность живого, его связь с условиями существования, зависимость жизни от характера воздействия человека.
Мы разработали и апробировали систему игр, формирующих экологическое сознание дошкольников (см. приложение). Настоятельно рекомендуем педагогам использовать в своей практике. Предлагаемая система игр поможет педагогам решить образовательные и воспитательные задачи. Цель этих игр – заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о ней.