Нина Митрофанова
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Художественная литература развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение.
Об особенности языка детских книг говорил ещё Белинский: «Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка… Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…»
Такими «правильными» являются произведения Л. Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, - ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л. Н. Толстого нет назойливого назидания, навязчивого моделирования, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.
Книги великого русского педагога и детского писателя К. Д. Ушинского также представляют большой интерес для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки, рассказанные им, сохраняя всю прелесть народных сказок, отличаются лаконичностью и выразительностью, написаны простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.
Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения фольклора– частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей : вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.
Детям 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении.
Педагог фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
На четвёртом году жизни восприятие ребёнком художественного произведения ещё поверхностно и базируется на личном опыте. Дети способны видеть лишь самые простые связи между последовательными событиями. В центре их внимания обычно находится один центральный персонаж и два-три второстепенных, причём оценку поступков они дают, не понимая пока мотивов и эмоций действующих лиц произведения.
На пятом году жизни, накопив некоторый жизненный и литературный опыт, дети по-иному воспринимают и переосмысливают художественный текст. Дошкольники начинают задумываться о причинах описываемых событий: кто и почему поступил именно так, что последовало за этим. Появляются первые попытки установить причинно-следственные связи.
Современный ребё нок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы; с выражением читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно богатый речевой запас.
Однако у детей с общим недоразвитием речи есть отклонения от возрастных норм развития речи : они не могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги; они обладают бедным словарным запасом. Им иногда бывает не понятен смысл текста. Ребёнок не может вспомнить начало большого произведения.
Художественная литература помогает вызвать интерес к коррекционным занятиям, развивает слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.
Произведения детской художественной литературы или их фрагменты на занятиях способствуют:
-развитию и совершенствованию связной речи детей;
-усвоению ими лексических и грамматических средств языка;
-формированию правильного произношения;
-совершенствованию артикуляционных навыков;
-сохранению слоговой структуры слов;
-развитию творческого воображения.
Обучение детей комплексам артикуляционной и пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением происходит более эмоционально и эффективно.
Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания используются следующие виды работ:
-ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира, художественной литературой, образными средствами языка;
-пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам;
-выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей и др.
Эффективность коррекционной работы с детьми определяется чёткой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе дефектолога и других специалистов. Дефектолог, воспитатели и другие специалисты предъявляют единые требования к ребёнку с речевыми отклонениями, при этом учитывается структура нарушения; осуществляется индивидуальный подход; закрепляются знания, умения и навыки на всех занятиях; всесторонне развивается личность дошкольника.
Таким образом, коррекционная работа очень важна. А использование художественной литературы позволяет стимулировать речевую и познавательную активность дошкольников, устранять их речевые и эмоциональные проблемы.
На коррекционных занятиях можно использовать элементы театрализации, игры для развития речи с использованием художественной литературы, артикуляционные сказки, логоритмические и пальчиковые упражнения в сопровождении стихотворных текстов.
У дошкольников в средней группе, при всей их взрывной и неуёмной энергии, бывают периоды тишины и покоя. Опытный воспитатель использует эти моменты как для чтения художественной литературы, так и для выражения впечатлений от прочитанного при помощи разных видов творчества. Дети могут слепить или нарисовать полюбившегося героя, разукрасить готовую бумажную форму (сарафан для Машеньки, тарелочку для Мишутки, изготовить поделку в подарок (корону, корзинку, стульчик, лодочку, домик).
Занятия с детьми средней группы проводятся с обязательным использованием наглядных пособий.
Это могут быть:
-иллюстрации;
-сюжетные картины;
-художественные полотна (репродукции);
-портреты писателей; предметы, которые упоминаются в произведении;
-схемы (элемент ТРИЗ, теории решения изобретательских задач);
-муляжи (овощей, фруктов, снеговичка) — в зависимости от сезона;
-игрушки;
-образцы изделий народных промыслов;
-всевозможные театры для небольших драматизаций.
Иллюстративный и другой наглядный материал должен подчиняться таким требованиям:
-соответствовать теме;
-иметь эстетическую ценность, красивое оформление;
-быть чётким и понятным детям (поэтому вместо фото писателей и поэтов рекомендуется использовать рисованные портреты);
-не «перетягивать» на себя внимание малышей, поскольку главной частью занятия остаётся всё же чтение, а не рассматривание иллюстраций;
-не быть слишком ярким, пёстрым, возбуждающим;
если даётся изображение героя, должны быть хорошо различимы его характерные черты (добрый, сердитый, грустный, весёлый);
-сюжетная картина не должна быть перегружена персонажами и деталями, но должна иллюстрировать один из ключевых моментов произведения;
-при подборе серии иллюстраций по одному произведению нельзя брать картинки из разных наборов по одной теме (например, при иллюстрировании сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» герои на всех изображениях должны быть в одинаковой одежде, а если соответствующую серию подобрать не удаётся, лучше ограничиться одной иллюстрацией).
Показ иллюстраций проводят с учё том следующих методических указаний:
1. Если на занятии читают несколько небольших произведений, то иллюстрацию показывают перед каждым из них.
2. Чтение рассказа или сказки, не разделённых на части, прерывать показом картинок не рекомендуется, лучше сначала ознакомить детей с произведением, а потом показать наглядный материал к нему. Или же дать детям книгу с картинками за несколько дней до занятия в качестве предварительной работы.
3. При чтении заметно структурированного текста показ сопутствующего изображения допускается после появления нового персонажа (сказки «Репка», «Теремок»).
4. При чтении книги познавательного характера иллюстрации могут показываться в любой момент для улучшения понимания текста.
Любое занятие предполагает подготовительную работу.
5. Предварительную работу можно вести на прогулках, при выполнении некоторых режимных моментов (утренний приём, одевание, умывание, во время, предоставленное для свободной деятельности.
Чтение сказки пройдёт гораздо эффективнее, если будет опираться на практические знания детей.
Завершая свое выступление, я бы хотела еще раз сделать акцент на то, что художественная литература способствует развитию речи ребенка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, в умелых профессиональных руках воспитателя может стать важным средством развития речи ребенка-дошкольника с ЗПР.