Наталья Васильевна Коняхина
Роль гендерного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода является актуальной на сегодняшний день. В педагогике на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников, что привлекает огромное внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина, В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган).
Публикация «Роль гендерного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты, а также заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в имении действовать, вступать в общение с учетом гендерной идентичности. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста.
Теоретический анализ проблемы позволил установить различия в интеллектуальном и физическом развитии мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, в их интересах, поведении и проявлении эмоций, но также выявил недостаточную изученность проблемы гендерного подхода игровых интересов детей дошкольного возраста.
Анализ практики показывает, что в содержании работы современного детского сада не учитываются гендерные особенности детей, и это подтверждается многими исследователями (С. А. Марутян, П. В. Плисенко, Т. А. Репина, Л. Г. Таранникова, С. В. Шаповалова). Программно – методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений не учитывает особенности мальчиков и девочек, и в результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на полоролевые особенности. Отсутствие эффективного гендерного подхода приводит к тому, что у детей нет представлений о специфических чертах, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Таким образом, обнаруживается противоречие: с одной стороны, педагоги понимают учет необходимых в педагогическом процессе особенностей мальчиков и девочек, но с другой стороны, они не располагают эффективными технологиями по их полоролевому воспитанию.
Разрешение этого противоречия, недостаточность разработки данной проблемы, ее актуальность определили цель нашего исследования:
- изучить особенности игровых интересов мальчиков и девочек;
- разработать проект гендерного подхода к развитию игровой деятельности дошкольников.
В исследовании принимали участие мальчики и девочки старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Методы работы:
- беседы с детьми на выявление гендерных представлений и игровых интересов мальчиков и девочек;
- наблюдение за игровой деятельностью детей и педагогов;
- опрашивание и анкетирование воспитателей;
- анкетирование и интервьюирование родителей;
- анализ предметно – развивающей среды группы детского сада.
Результаты исследования
Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста осознают свою принадлежность к тому ли иному полу. Основное различие у детей происходит по внешним признакам. Для девочек большое значение имеет внешний вид и личностные качества (доброта, ум). Мальчики свое удовлетворение гендерной принадлежностью обосновывают типичными для мужчин качествами и функциями – силой, смелостью, умением защитить девочек и более слабого. Большинство мальчиков и девочек имеют средний уровень гендерных представлений. Наиболее низкий уровень показали мальчики.
В играх дети в основном отдают предпочтение детям своего пола, но девочки показали более высокий процент участия в играх с мальчиками. Игры мальчиков связаны с техникой, строительным материалом, они предпочитают подвижные игры. Девочкам нравится знакомая для них деятельность, отражающая социальную действительность. В процессе наблюдения выявились лидерские качества у девочек в организации и развитии сюжетно – ролевых игр. Однако сюжеты игр мальчиков и девочек однообразны.
На основе полученных ответов педагогов можно сделать вывод, что они осознают необходимость в разном подходе при воспитании мальчиков и девочек : устанавливают более жесткие рамки в отношении прически и поведения для мальчиков, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. В основном внимание мальчикам и девочкам уделяется одинаковое, однако на музыкальных занятиях при распределении ролей воспитатели ориентируются на пол ребенка. Ответы педагогов подтверждают, что существуют сложившиеся стереотипы в отношении игр мальчиков и девочек, их поведения.
Результаты наблюдения за организацией сюжетно – ролевых игр воспитателем с участием мальчиков и девочек показали, что педагоги при организации игр, распределении ролей с учетом половой принадлежностей не уделяют должного внимания данному вопросу. Участие воспитателей в играх нося формальный характер.
Анализ предметно – развивающей среды показал, что в группе созданы условия для игровой деятельности, имеется специально оборудованная зона с различными атрибутами и материалами. Однако периодичность в смене и пополнение предметно – развивающей среды по гендерному воспитанию необходимы для разнообразия и осовременивания тематики сюжетно – ролевых игр, что позволит повлиять на повышение уровня игровых интересов детей.
Результаты ответов родителей показали, что мальчики и девочки отдают предпочтения играм, соответствующим своему полу. В семье большую роль в развитии игр оказывают мамы. В связи с этим мы пришли к выводу, что родители недостаточно осведомлены об играх детей в детском саду.
На основе анализа результатов и выявленных проблем мы разработали «Проект поэтапной технологии развития игрового интереса старших дошкольников на основе гендерного подхода». Работа в рамках предполагаемой технологии включает три этапа.
Первый этап – повышение гендерной компетентности воспитателей.
Задачи
Повышать уровень психолого – педагогических представлений воспитателя о гендерных различиях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Способствовать использованию воспитателем разнообразных приемов и методов для развития у мальчиков и девочек полоролевой идентификации.
Задачи первого этапа реализуются с помощью разработанной системы: это семинары – практикумы «Гендерное воспитание дошкольников», «Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников»; тематические консультации «Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания», «Игры мальчиков и девочек»; выставки методической литературы и пособий; открытые мероприятия.
Второй этап – развитие и обогащение игровых интересов и игрового опыта мальчиков и девочек.
Задачи
Способствовать развитию представлений мальчиков и девочек о себе, о сверстнике, о модели поведения.
Способствовать развитию игровых интересов мальчиков и девочек.
Разработать систему работы с целью развития игрового интереса мальчиков и девочек в семье.
Реализация задач второго этапа предполагает: создание картотеки игр, уголков для мальчиков и девочек, беседы с детьми, рассказывание историй с элементами театрализации, конспекты сюжетно – ролевых игр, взаимодействие с родителями – консультации: «Роль игры в жизни ребенка», «Как и во что играют мальчики и девочки 5-6 лет», «Играйте вместе с детьми», привлечение родителей для создании атрибутов для игр и праздников согласно половой принадлежности.
Третий этап – обогащение игровых интересов и развитие самостоятельной игровой деятельности мальчиков и девочек.
Задачи
Создание условий для поддержания интереса мальчиков и девочек в игровой деятельности.
Активизация полученных навыков и знаний для взаимодействия мальчиков и девочек в игре.
Реализация завершающего этапа включает: игровые ситуации для мальчиков и девочек, создание игровой среды с учетом интересов воспитанников : уголок для девочек «Домашний очаг», уголок для мальчиков «Мужская доблесть», атрибуты мужских и женских профессий, схемы – действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.
В целом опытно – экспериментальная работа предполагает использование разнообразных методов и форм работы с педагогами, родителями и детьми. Процесс развития игровых интересов старших дошкольников с позиции гендерного подхода будет эффективным, если:
- взаимодействие воспитателя с дошкольниками в игре строится с учетом их полоролевой принадлежности, интересов и предпочтений мальчиков и девочек;
- у воспитателя есть возможности для повышен6ия компетентности в развитии игровых интересов мальчиков и девочек;
- установлено сотрудничество педагогов и родителей в обогащении игровых интересов мальчиков и девочек;
- в дошкольном учреждении создана игровая предметно – развивающая среда, учитывающая и обогащающая интересы гендерного воспитания.