Вероника Пучнина
Роль дидактических игра на уроках математики
▼ Скачать
С поступлением ребёнка в школу изменяется его общественная позиция, ведущая деятельность из игровой переходит в учебную и главным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому именно в начальном классе нужно заложить в учеников основы учебной деятельности. Но процесс затрудняется возрастными особенностями младшеклассника, такими как слабый переход внимания, его неусидчивостью, непроизвольностью памяти, мышления. Для того чтобы преодолеть это в обучении должны широко использоваться игровые формы активности ребенка. На уроке с помощью игровых приёмов преподаватель стимулирует учеников к математической деятельности. Для этого применяются дидактические игры, являющиеся учебным материалом, используемым в качестве средства игры.
Публикация «Роль дидактических игра на уроках математики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Игра является самостоятельной и свободной деятельностью, которая отличается активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью, наиболее доступной для ребенка видом деятельности, способностью переработать взятые из окружающего мира впечатления. В игре хорошо проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, в ней удается сконцентрировать внимание детей к предметам неинтересующим их в обычных условиях, на которых трудно сосредоточиться.
Дидактическая игра с ее обучающим значением привлекла к себе внимание видных педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Мария Монтессори, Эдуард Сеген, Декроли, Сорокина А. И., Блехер Ф. Н. и многие другие широко использовали игры и говорили про их большое значение в обучении детей, которые испытывают трудности в получении знаний. Преподаватели смотрели на игру как на большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил, считая самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей и умении.
Все игры предполагают наличие дидактического материала. Они рассчитаны на индивидуальное обучение детей. Главный момент в создании игр – это то, что дидактическим материалом служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят воображение ребенка, активизируют его познавательную, мыслительную деятельность.
Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает хорошее влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, слуха, мышечного чувства, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, следовательно, игра действует на них развивающие. В игре получают развитие память, мышление, воображение.
В игре ребенок преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит воображение, создает хорошее настроение, так как она доступна и понятна ребенку.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях и на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, эмоции, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основные обучающие воздействия принадлежат дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в нужное русло.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Наблюдения показывают, что игровые приёмы, использующие программный материал, и особенности игр школьников младших классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.
Реализация игровых приё мов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Особенно большое значение придаётся дидактическим играм при повторении пройденного материала. Некоторые игры рекомендуется изготовлять самим детям под руководством учителя и пользоваться ими как на уроках, так и в свободное от учебных занятий время. Ряд дидактических игр, особенно на развитие пространственных представлений о форме, величине, цвете предметов, рекомендуется переносить с уроков математики на уроки ритмики, физкультуры.
Потребность и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка. Таким образом, включение в урок дидактической игры, носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьёзной учебной работе. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее понятной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в школе или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе.