Нина Шилова
Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.)
▼ Скачать + Заказать документы
Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.)
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся по математике целесообразно выделить 4 уровня самостоятельности.
1. Очень ярко проявляется первый уровень простейшей воспроизводящей самостоятельности в самостоятельной деятельности учащихся при выполнении упражнений на знание правил, необходимых для их выполнения. В этом случае ученик, изучив правила, рассмотрев и проанализировав образцы решения, самостоятельно решает задачи, упражнения на эти правила.
Публикация «Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл,)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, решая задачи, использует образец, правило или метод решения и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может.
Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно-познавательной деятельности многих учеников, но большая их часть быстро выходят на следующий уровень, лишь некоторые из них задерживаются на нем определенное время и требуют к себе повышенного внимания учителя.
2. Второй уровень – вариативная самостоятельность. Самостоятельность детей проявляется в умении из нескольких правил, образцов рассуждений выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи.
На данном уровне самостоятельности учащиеся производят мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученики перебирают имеющиеся в их распоряжении средства для ее решения, сравнивают их и выбирают более подходящее.
3. Самостоятельность ученика на третьем уровне самостоятельности – частично поисковой самостоятельности - проявляется в умении из имеющихся правил и образцов решения задач определенного раздела математики формировать обобщенные способы решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики, в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из других разделов или из других учебных предметов; в стремлении найти свой прием, свой способ решения, отличный от традиционного; в поисках нескольких способов решения задачи, в выборе наиболее рационального. На этом этапе самостоятельности присутствуют элементы творчества.
4. Творческая самостоятельность - четвертый уровень самостоятельности. Самостоятельность некоторых учащихся имеет творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; в постановке гипотез и их проверке; в проведении собственных исследований и т. п. Итогом этой работы становятся проекты и презентации, которые в наибольшей мере характеризуют творческую самостоятельность учащихся, необходимую в современном мире.