Приложение МААМ

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Ирина Барулина
Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников — важная составляющая их познавательного и умственного развития. Одним из наиболее эффективных средств достижения этой цели являются дидактические игры, которые естественным образом включают ребёнка в процесс познания.

Темочки:

Дидактическая игра, согласно её сути, направлена на решение образовательных задач через игровой процесс, что делает обучение интересным и ненавязчивым. Этот подход особенно важен для детей дошкольного возраста, так как ведущим видом деятельности для них является игра.

Задачи дидактических игр в формировании ФЭМП

1. Образовательные:

• Закрепить знания о числах, счёте, формах, величинах, пространственных и временных представлениях.

• Формировать математические понятия через наглядно-действенную и практическую деятельность.

2. Развивающие:

• Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.

• Укреплять мелкую моторику и навыки самостоятельной деятельности.

3. Воспитательные:

• Формировать положительное отношение к математике.

• Воспитывать усидчивость, стремление к достижению цели.

Роль дидактических игр в процессе формирования ФЭМП

1. Стимулирование познавательной активности:

Дидактические игры пробуждают у детей интерес к математике. Через выполнение игровых заданий дети учатся с удовольствием, активно включаются в процесс, а это способствует лучшему усвоению материала.

2. Формирование базовых математических понятий:

• Дети узнают о числах, счёте, формах и величинах, сравнивают и классифицируют предметы.

• Осваивают пространственные отношения (выше-ниже, ближе-дальше) и временные представления (утро-вечер, раньше-позже).

3. Преодоление сложностей:

Игра позволяет снизить психологическое напряжение и легче освоить даже трудные для ребёнка понятия, такие как деление и сложение.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход:

Через игру педагог может учитывать индивидуальные особенности детей и развивать способности каждого ребёнка.

5. Развитие межличностных навыков:

Игры способствуют формированию умений работать в группе, взаимодействовать со сверстниками, добиваться общего результата.

Классификация дидактических игр по содержанию

1. Игры на счёт и количество:

• «Сосчитай и назови».

• «Кто больше соберёт».

2. Игры на изучение формы и величины:

• «Найди такую же фигуру».

• «Большой — маленький».

3. Игры на классификацию и обобщение:

• «Разложи по группам».

• «Что лишнее?».

4. Игры на развитие пространственных представлений:

• «Куда идёт мяч?» (ориентирование в пространстве).

• «Найди по описанию».

5. Игры с временными представлениями:

• «Когда это бывает?».

• «Назови время суток».

6. Игры с логическими заданиями:

• «Числовые ребусы».

• «Продолжи закономерность».

Этапы проведения дидактической игры

1. Подготовительный этап:

Педагог подбирает игру в соответствии с целями занятия, возрастом и индивидуальными особенностями детей.

2. Введение в игру:

Создание мотивации через сюжет, обращение к интересам детей, использование игрушек или моделей.

3. Основная часть:

Выполнение игровых заданий. Педагог корректирует процесс, поддерживает активность детей.

4. Итог игры:

Подведение итогов, похвала участников, выделение успешных моментов.

Примеры дидактических игр по ФЭМП

1. Игра «Магазин» (для старшего возраста)

• Цель: Формирование навыков счёта и арифметических операций.

• Описание:

Ребёнку предлагается быть продавцом, а другим детям — покупателями. Покупатели получают монеты и совершают покупки, например, игрушек или кубиков. Продавец считает сдачу.

2. Игра «Кто быстрее соберёт пирамидку?» (для младшего возраста)

• Цель: Закрепление понятий «большой» и «маленький», развитие навыков сравнения.

• Описание:

Каждый участник получает детали пирамидки и должен быстрее всех собрать её по размерам.

3. Игра «Найди пару» (для среднего возраста)

• Цель: Обучение сопоставлению геометрических фигур.

• Описание:

Перед детьми выкладываются карточки с фигурами, дети должны найти две одинаковые.

Преимущества использования дидактических игр

1. Эмоциональная насыщенность процесса обучения:

Благодаря игре у детей появляется чувство радости и удовлетворения.

2. Непринуждённое обучение:

Через игру ребёнок усваивает сложные понятия в доступной и интересной форме.

3. Разнообразие форматов:

Возможность варьировать игры в зависимости от возраста и интересов детей.

4. Развитие широкого спектра навыков:

Игры стимулируют не только математическое мышление, но и творчество, социальные навыки, речь.

Заключение

Дидактические игры играют ключевую роль в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Они создают условия для естественного познания ребёнком окружающего мира, облегчают освоение сложных понятий, развивают логику и мышление.

Игровая форма обучения соответствует возрастным особенностям детей, способствует их активному включению в учебный процесс, развивает положительное отношение к математике и помогает формировать базовые навыки, необходимые для успешного обучения в школе.

Задача педагога — грамотно организовать игровые ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей и сделать процесс увлекательным и продуктивным.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2025 в 16:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барулина (УИ 1164542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД