Ирина Барулина
Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников — важная составляющая их познавательного и умственного развития. Одним из наиболее эффективных средств достижения этой цели являются дидактические игры, которые естественным образом включают ребёнка в процесс познания.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дидактическая игра, согласно её сути, направлена на решение образовательных задач через игровой процесс, что делает обучение интересным и ненавязчивым. Этот подход особенно важен для детей дошкольного возраста, так как ведущим видом деятельности для них является игра.
Задачи дидактических игр в формировании ФЭМП
1. Образовательные:
• Закрепить знания о числах, счёте, формах, величинах, пространственных и временных представлениях.
• Формировать математические понятия через наглядно-действенную и практическую деятельность.
2. Развивающие:
• Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.
• Укреплять мелкую моторику и навыки самостоятельной деятельности.
3. Воспитательные:
• Формировать положительное отношение к математике.
• Воспитывать усидчивость, стремление к достижению цели.
Роль дидактических игр в процессе формирования ФЭМП
1. Стимулирование познавательной активности:
Дидактические игры пробуждают у детей интерес к математике. Через выполнение игровых заданий дети учатся с удовольствием, активно включаются в процесс, а это способствует лучшему усвоению материала.
2. Формирование базовых математических понятий:
• Дети узнают о числах, счёте, формах и величинах, сравнивают и классифицируют предметы.
• Осваивают пространственные отношения (выше-ниже, ближе-дальше) и временные представления (утро-вечер, раньше-позже).
3. Преодоление сложностей:
Игра позволяет снизить психологическое напряжение и легче освоить даже трудные для ребёнка понятия, такие как деление и сложение.
4. Индивидуальный и дифференцированный подход:
Через игру педагог может учитывать индивидуальные особенности детей и развивать способности каждого ребёнка.
5. Развитие межличностных навыков:
Игры способствуют формированию умений работать в группе, взаимодействовать со сверстниками, добиваться общего результата.
Классификация дидактических игр по содержанию
1. Игры на счёт и количество:
• «Сосчитай и назови».
• «Кто больше соберёт».
2. Игры на изучение формы и величины:
• «Найди такую же фигуру».
• «Большой — маленький».
3. Игры на классификацию и обобщение:
• «Разложи по группам».
• «Что лишнее?».
4. Игры на развитие пространственных представлений:
• «Куда идёт мяч?» (ориентирование в пространстве).
• «Найди по описанию».
5. Игры с временными представлениями:
• «Когда это бывает?».
• «Назови время суток».
6. Игры с логическими заданиями:
• «Числовые ребусы».
• «Продолжи закономерность».
Этапы проведения дидактической игры
1. Подготовительный этап:
Педагог подбирает игру в соответствии с целями занятия, возрастом и индивидуальными особенностями детей.
2. Введение в игру:
Создание мотивации через сюжет, обращение к интересам детей, использование игрушек или моделей.
3. Основная часть:
Выполнение игровых заданий. Педагог корректирует процесс, поддерживает активность детей.
4. Итог игры:
Подведение итогов, похвала участников, выделение успешных моментов.
Примеры дидактических игр по ФЭМП
1. Игра «Магазин» (для старшего возраста)
• Цель: Формирование навыков счёта и арифметических операций.
• Описание:
Ребёнку предлагается быть продавцом, а другим детям — покупателями. Покупатели получают монеты и совершают покупки, например, игрушек или кубиков. Продавец считает сдачу.
2. Игра «Кто быстрее соберёт пирамидку?» (для младшего возраста)
• Цель: Закрепление понятий «большой» и «маленький», развитие навыков сравнения.
• Описание:
Каждый участник получает детали пирамидки и должен быстрее всех собрать её по размерам.
3. Игра «Найди пару» (для среднего возраста)
• Цель: Обучение сопоставлению геометрических фигур.
• Описание:
Перед детьми выкладываются карточки с фигурами, дети должны найти две одинаковые.
Преимущества использования дидактических игр
1. Эмоциональная насыщенность процесса обучения:
Благодаря игре у детей появляется чувство радости и удовлетворения.
2. Непринуждённое обучение:
Через игру ребёнок усваивает сложные понятия в доступной и интересной форме.
3. Разнообразие форматов:
Возможность варьировать игры в зависимости от возраста и интересов детей.
4. Развитие широкого спектра навыков:
Игры стимулируют не только математическое мышление, но и творчество, социальные навыки, речь.
Заключение
Дидактические игры играют ключевую роль в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Они создают условия для естественного познания ребёнком окружающего мира, облегчают освоение сложных понятий, развивают логику и мышление.
Игровая форма обучения соответствует возрастным особенностям детей, способствует их активному включению в учебный процесс, развивает положительное отношение к математике и помогает формировать базовые навыки, необходимые для успешного обучения в школе.
Задача педагога — грамотно организовать игровые ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей и сделать процесс увлекательным и продуктивным.