МААМ-картинки

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений удетей старшего дошкольного возраста

КИРИЯК
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений удетей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Кирияк Елена Валентиновна, воспитатель

Филиал "Детский сад №5 с. Нижний Якимец" МБОУ "Калининская ООШ" Рязанская область, с. Нижний Якимец

Аннотация. Статья посвящена значению дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются педагогические возможности игровых методов в обучении математике, особенности их применения и влияние на развитие навыков счёта, логического мышления, пространственных представлений и других ключевых компетенций. Приведены примеры игр, направленных на освоение математических понятий в дошкольной практике.

Ключевые слова: дидактические игры, дошкольное образование, математика, развитие мышления, старший дошкольный возраст, игровые методы обучения.

Математическое развитие является важной частью подготовки детей к школе. В старшем дошкольном возрасте ребёнок осваивает первые математические понятия, такие как число, величина, форма и пространственные отношения. Для этого необходимо создать условия, которые бы способствовали активному восприятию материала.

Дидактические игры занимают особое место в образовательном процессе, поскольку они объединяют элементы игры и обучения, превращая усвоение математических знаний в интересное и увлекательное занятие. Эти игры развивают у детей познавательный интерес, способствуют закреплению знаний и помогают освоить навыки, которые будут востребованы в школьной деятельности.

Основная часть

1. Педагогическое значение дидактических игр

Дидактическая игра — это организованная форма деятельности, направленная на решение образовательных задач в игровой обстановке. Она развивает у детей познавательные способности, тренирует внимание, память, логику, а также помогает усвоить ключевые математические понятия.

Основные преимущества дидактических игр:

Увлекательная форма обучения. Игры вызывают интерес у детей и делают обучение более эмоционально насыщенным.

Практическая направленность. Игровая деятельность помогает ребёнку применить полученные знания в различных ситуациях.

Развитие самостоятельности. Игры стимулируют детей к активной деятельности, что способствует формированию навыков самоорганизации.

2. Основные направления использования игр в математическом развитии

Дидактические игры охватывают все аспекты математического развития дошкольников:

Навыки счёта. Дети учатся считать предметы, сопоставлять количество и цифры.

Ориентация в пространстве. Игры помогают освоить понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Форма и величина. Дети сравнивают предметы по размерам, изучают геометрические фигуры.

3. Примеры дидактических игр

Для формирования элементарных математических представлений воспитателю рекомендуется использовать разнообразные игры, которые соответствуют уровню развития детей.

«Посчитай и назови».

Дети считают предметы на карточках и называют их количество. Игра развивает навыки счёта и внимания.

«Угадай, что изменилось».

На столе выкладывают несколько предметов, ребёнок запоминает их количество и расположение. После изменений (например, убирают один предмет или меняют его место) дети называют, что изменилось.

«Собери узор».

Ребёнку предлагают выложить из геометрических фигур заданный узор. Это упражнение развивает пространственное мышление.

«Найди лишнее».

На картинках представлены группы предметов, среди которых один отличается (например, по форме или размеру). Дети объясняют, почему этот предмет лишний.

«Кто быстрее доберётся до цели».

Используется игровое поле, по которому дети передвигаются в зависимости от выполненных заданий (например, решить задачу на сравнение чисел или выбрать правильную фигуру).

4. Методические рекомендации по организации игр

Для эффективного использования дидактических игр в образовательной деятельности воспитателю важно учитывать несколько аспектов:

Игры должны соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки детей.

Важно чередовать игры с разным уровнем сложности, чтобы поддерживать интерес и избегать переутомления.

Привлечение детей к созданию игровых материалов (например, вырезание фигур, раскрашивание карточек) повышает их мотивацию.

В процессе игры воспитатель должен поощрять самостоятельность и инициативу детей, оказывая помощь только в случае необходимости.

Дидактические игры являются эффективным инструментом в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают сделать процесс обучения увлекательным, способствуют развитию логического мышления, памяти и воображения, а также подготавливают детей к школьному обучению.

Применение игровых методов позволяет воспитателю развивать у детей интерес к математике, формировать у них уверенность в своих силах и закладывать основу для успешного освоения более сложных знаний в будущем.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представленийТеатрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений Использование театрализованной деятельности и математической игротеки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений удетей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2025 в 20:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений удетей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем КИРИЯК (УИ 2628904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД