нина варфоломеева
Роль дидактических игр по конструированию в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра является одним из основных игровых методов обучения и формой обучения детей, а также является средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Игра для дошкольников - способ познания окружающего.
Разнообразное содержание конструктивных дидактических игр формирует у детей правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизируют и углубляют знания. Игры, направленные на развитие навыков конструирования проводятся с детьми с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, познавательных процессов (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д., обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, ребенок получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, координации движений и развития мелкой моторики, игры развивают так же тактильное и пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, мышление, речь, воображение, память, расширяют и закрепляют представления об окружающей жизни». В конструктивных дидактических играх ребенок учится конструировать свое поведение и действия.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Конструктивные игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Конструирование будет интересно детям только тогда, когда оно обусловлено их игровыми потребностями. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Конструктивные дидактические игры, как и любые дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий (этапов, где для каждого этапа характерны определенные проявления детской активности.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Чтобы вызвать у ребенка интерес к игре можно использовать различные приемы: сюрпризные моменты, считалочки, загадки, беседы, создать проблемную ситуацию и т. д. Все эти приемы – мотивация к работе, к действию.
Вторая стадия – ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
Третья стадия – проявление творчества у ребенка, поиск самостоятельных действий. Для этого необходимо проявлять смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Каждому этапу игры соответствуют определенные педагогические задачи.
На первом этапе – педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, нацеливает ребенка на дальнейшую игровую деятельность.
На второй стадии – педагог выступает как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь.
На третий стадии – роль педагога (взрослого) заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, можно выявить индивидуальные особенности ребенка
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности ребенка, т. к. в играх ребенок ориентируется на имеющиеся знания и представления. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются детали строительного материала, резко отличающиеся друг от друга по свойствам (размер, цвет, т. к. в этом возрасте малыши еще не могут находить мало заметные различия деталей.
В среднем дошкольном возрасте детям предлагают детали строителя, где разница между ними менее заметна. Дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания деталей, количества деталей, расположение деталей, нахождение недостающей детали (сравнение с образцом, складывают целое из частей.
В старшем дошкольном возрасте дети используют в работе различные виды строительного материала, создают постройки по схемам, чертежам, по замыслу, по воображению, по условиям, по заданной теме. В этом возрасте ребенку предлагается зарисовать постройку, используя трафареты строительных деталей. Дети могут работать в паре, распределять работу, договариваться.
Дидактические игры со строительным материалом ценны тем, что доставляют детям большое эмоциональное наслаждение, т. к. сопровождаются чувством радости от процесса работы, от результата выполнения поставленных задач (оценка работы).
Конструирование из палочек развивает зрительное внимание и тактильное восприятие, мелкую моторику рук и является важным подготовительным этапом перед изучением букв
Конструирование из магнитного конструктора
Помимо наборов с кубиками, лего и плоскостных головоломок есть отличный материал для конструирования - магнитный конструктор.
При помощи магнитных палочек и шариков можно создавать практически любые геометрические формы. Объемным конструированием занимаемся с детьми старшего возраста, а с мадышами можно попробывать создавать плоскостные фигурки.
Можно добавлять скругленные элементы или заполнять пространства внутри стандартными геометрическими фигурами, входящих в некоторые наборы конструкторов.
Дидактическая игра по конструированию из геометрических фигур «Построй сам»
Игра помогает развивать художественный вкус, строительные навыки (с чего начинаем строить, например, дом:с основания, а не с крыши или трубы) .Мы учим навыкам раскладывания отдельных фигур, составляя из них нечто интересное для ребёнка. Во время этого процесса непосредственно развиваем фантазию, мышление, память, активность, точность расчёта, умение видеть, как лучше построить фигуру их полученных геометрических предметов. Таким образом закрепляем геометрические понятия. Учим наблюдать объект в жизни, окружающей действительности. Игра длится не более пяти-десяти минут, в зависимости от сложности задания. Так же эта игра помогает воспитывать трудолюбие, терпение. (Приготовить геом. фигуры разного цвета: прямоугольники, кружочки, квадраты, треугольники различной величины. Раздать первоначально несколько фигур, чтобы конкретно из них ребёнок сделал домик, затем кораблик, машину, автобус, дворец для принцессы. Игра очень понравилась детям. Поначалу не у всех получалось построить даже простейшую фигуру. Некоторым приходилось помогать, зато когда получалось они радовались).
«Обезьянки» .Предложить ребенку быть обезьянкой, а обезьянки очень любят все за всеми повторять. Вы будете строить, а обезьянка будет повторять за вами. Постройте сначала более простую модель– башенку, дорожку, заборчик. Дождитесь, пока ребенок ее скопирует, потом собирайте следующую. Не выполняйте задание за ребенка, если у него не получается скопировать вашу модель самостоятельно. Лучше предложите другой, более простой вариант. В процессе игры предложить ребенку подумать, на что похожа та или иная постройка.
«Строим по описанию». Предложите ребенку самостоятельно построить два домика – для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Пусть сам подбирает детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).
«Строим город» .Нарисуйте на листе бумаги дорожку, а вдоль нее с двух сторон контуры граней геометрических тел (приложите кубики, кирпичики, цилиндры прямо на лист и обведите). Это будет проект нового города. Пусть ребенок расставит дома согласно проекту и поиграет в новом городе – покатает машинки, поселит кукол, маленьких зверюшек.
«Последовательности». Научите ребенка продолжать ряд, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. (например кубик – кирпичик – кубик – кирпичик и т. д.)Попросите ребенка угадать, какая деталь будет следующей. Постепенно усложняйте задания, чередуя разные детали или деталь одного типа, а за ней две детали другого типа и так далее
«Зеркало» .Расположите на столе в ряд (или одну под другой – башенкой) две-три фигуры. Попросите малыша расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке. Со временем увеличивайте количество элементов в игре.
ВЫВОД: В конструировании существует возможность для развития всех сторон интеллекта, а также конструктивные игры моделируют творческий процесс. Они долго не надоедают ребенку, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций.