татьяна мельник
Картодека дидактических игр по конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 1 Карточка № 2
«Дострой дом» Есть у тебя или нет?
Дидактическая задача : Цель: Учить детей узнавать знакомые по форме предметы
Учить передавать симметричное строение наощупь.
дома, ориентируясь на его половину, замечать Материал: Две муфточки; два набора предметов простой
различия в деталях (форма и величина окон, дверей и др.). формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик,
Материал: кирпичик и др.); коробка.
Публикация «Картодека дидактических игр по конструированию» размещена в разделах
Карточки с изображением половинок домов разной Ход:
архитектуры и цвета, стенные блоки с окнами или Вариант 3. (ст., подг. гр)
дверьми разной формы и величины, и половинки крыш. первый играющий не называет деталь, а описывает ее.
Карточки с контурным изображением целых домов и Например: «У меня деталь, в которой две стороны –
свободные карточки такой же величины, разделенные треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй
линией пополам. играющий называет деталь и ищет ее в своей муфточке. После
Описание игры: этого оба игрока достают детали и проверяют правильность
Ведущий распределяет играющих на две команды и решения задачи.
предлагает сесть за стол напротив друг друга.
На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и
половинки крыш. Каждому ребенку дают картинку с
изображением одной Карточка № 3
Обводилки.
половины дома, а другая изображена контурно (все дома
Цель: Знакомить детей с возможностью геометрических фигур
разной архитектуры).
«превращаться» в различные предметы. Развитие воображения.
Нужно самостоятельно собрать вторую половину дома.
Развития словаря. Подготовка руки к письму.
Затем поменяться "местами" друг с другом, и закончить
Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши.
"строительство" дома своего партера, так чтобы дом
Ход: Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю
получился симметричным.
или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается
По окончании работы проверить по карточке правильно
геометрическая фигура (или несколько, предлагается обвести
ли выполнено задание.
ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или
предмет.
Примечании: Игра может быть использована во всех
возрастных группах.
Карточка № 4 Карточка № 6
Архитектор. Узнай предмет.
Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Цель: Узнавать схематично изображенный предмет. Строить
Упражнять ребенка в умении создавать план постройки. предмет из деталей строителя; составлять из геометрических
Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист фигур.
бумаги, простой карандаш. Материал: Схематичные изображения различных предметов;
Ход: геометрические фигуры; строительные детали.
Вариант 1. (ср., ст. гр.) Ход:
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям Вариант 1. (ср. гр.)
разложить их по порядку: от самой маленькой до самой Ребенку показать картинку со схематично изображенным
большой или от самой большой до самой маленькой. предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких
Вариант 2. (ст., подг. гр.) геометрических фигур его можно составить и составляет его.
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям Вариант 2. (ст., подг. гр.)
нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, Ребенок узнает схематично изображенный предмет и строит
предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану. его из деталей строителя, самостоятельно подбирая
необходимые детали.
Карточка № 5 Карточка № 7
Узнай, что изменилось? (ст., подг. гр.) Что такой длины? Ширины? Высоты? (ст., подг. гр.)
Цель: Упражнять детей в правильном определении Цель: Учить детей обращать внимание не только на общую
пространственного расположения предметов: справа, слева, величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину,
впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать ширину, высоту.
наблюдательность, активное запоминание. Закреплять Материал: Полоски разной длины.
название геометрических фигур или строительных деталей. Ход: Взрослый загадывает какой – нибудь предмет ( например:
Материал: Геометрические фигуры или детали деревянного стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине.
конструктора; Петрушка; ширма. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить
Ход: Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом
предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют можно загадать другой предмет, измерив его высоту и
изменение в расположении предметов только те дети, на кого следующий, измерив его ширину.
укажет Петрушка.
Усложнение: Увеличивается количество деталей; меняется
местами более двух предметов.
Карточка № 8 Карточка № 10
Горячо – холодно. (ст. возр.) Найди постройку по описанию.
Цель: Закреплять у детей название деталей деревянного Цель: Учить находить постройку по описанию; развивать
конструктора. Развивать связную речь. наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её;
Материал: Детали конструктора; матрешка. воспитывать выдержку.
Ход: Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они Материал: Готовые постройки (в подг. гр. можно использовать
были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. объемные схемы); игрушка Буратино.
В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем Ход: Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает
водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за постройки. При этом воспитатель обращает внимание из каких
какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью деталей состоит постройка, как они расположены
матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно относительно друг друга, какие есть функциональные части,
будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел для чего этот предмет нужен.
далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если В. – Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и
совсем близко – «Горячо». Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную
Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает
возраста и степени подготовленности детей. постройку – дети угадывают.
Вариант.
Ребенок описывает постройку. Буратино угадывает. Игра
продолжается до тех пор пока все постройки не будут угаданы.
Затем Буратино предлагает детям мелкие игрушки чтобы
обыграть постройки.
Карточка № 9 Карточка № 11
Счастливый остров. (ст. возр.) Отгадай что построено?
Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных
Закрепление названий геометрических фигур. построек.
Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части. Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных
Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают фигур, раскрасить только тот, который состоит из
постройку. Постройка должна соответствовать характеру предложенных фигур.
темы.
Карточка № 12 Карточка № 13
Разные дома. (ст. возр.) Угадай – ка. (ст. возр.)
Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) Цель: Обучение детей при анализе предмета придерживаться
предмета. определенного плана, т. е. последовательной постановки серии
Материал: Карточки с контурными изображениями построек вопросов сначала общего характера – о назначении предмета,
сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). его внешнем облике в целом, затее более конкретных – о
Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных частях предмета, их особенностях и строении.
картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое Материал: Набор рисунков, изображающих различные
расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет,
пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. качели, ледяной дворец, мост и др.)
Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители Ход: Картинки расположены перед детьми. Взрослый
строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И предлагает детям поиграть в игру «Угадай – ка». Он будет
хоть дома получились красивые, они все же немного отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких
отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети
постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть
первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это
педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? –
потом третью. Далее переходят ко второй схеме и Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба
рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети бабы Яги? – Да».
не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им.
Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.
В этой игре можно использовать самые разные чертежи и
рисунки.
Карточка № 14 Карточка № 16
«Построй по модели» «Создай схему»
Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой Цель игры: развитие логического мышления
модели. дошкольников.
Материал: объемные модели, строительный Материал: плоскостные геометрические фигуры,
конструктор. фломастеры, листы бумаги, контурные схемы,
Ход игры. Соорудите из строительного материала строительные наборы.
несложные конструкции и обклейте их бумагой или Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из
тканью, получатся объемные модели. Общее предварительно вырезанных картонных геометрических
представление о конструкции есть, а вот из каких фигур различные несложные изображения построек (вид
деталей она собрана, надо догадаться. Предложите спереди, затем обвести все фигуры фломастерами -
детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети получатся схемы. Их можно использовать в качестве
подготовительной группы конструируют по пособий по плоскостному моделированию (Детям
изображенным нерасчлененным объемным моделям подготовительной группе предлагают создавать
более сложные конструкции.) контурные схемы, обводя не каждую геометрическую
фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.)
Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы,
конкретизировать их (раскрасить). Усложнение:
предлагается соорудить постройки по контурным
схемам.
Карточка № 15 Карточка № 17
«Моделирование по схеме» «Ошибки в узоре»
Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме. Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материал: карточки с изображением геометрических Материал: Карточки с изображением геометрических
фигур и схем сооружений, строительные детали. фигур.
Ход игры. Детям предлагают две карты : на одной Ход игры. На карточке изображен узор из
изображены геометрические фигуры, на другой - схемы геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть
сооружений. Дается задание - отобрать по схеме его и найти ошибки, нарушающие симметричность
необходимые фигуры и приступить к моделированию. узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур
Задание можно усложнить, предложив вместо составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в
геометрических фигур строительные детали. нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»
Карточка № 18 Карточка № 21
«Составь из палочек» «Найди ошибку»
Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из Цель игры: развитие логического мышления детей.
счетных палочек. Материал: карточки с изображением геометрических
Материал: счетные палочки. фигур.
Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур Ход игры. Детям предлагают карточку, на ней
из счетных палочек. изображены геометрические фигуры, внутри которых
1 «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек». геометрическое тело. Причем одна из граней
2 «Составь два равных треугольника из пяти палочек». геометрического тела должна иметь форму фигуры, на
3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в
фигуры к другой)». изображении.
Карточка № 19 Карточка № 22
«Роботы» «Меняясь местами»
Цель игры: развитие логического мышления детей. Цель игры: развитие памяти и логического мышления
Материал: карты с изображением роботов. детей.
Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из Материал: листы бумаги, строительные детали,
строительных деталей. Детям предлагают ответить на фломастеры.
вопросы. Ход игры. Играют двое. Детей сажают спиной друг к
1 «Сколько роботов изображено''. другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие
2 «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по строительные детали, поставленные плотно друг к другу
форме деталей». так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью
3 «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру
других». фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться
4 «Каких роботов можно построить из строительных местами и вновь установить их на листе бумаги точно
деталей, а каких нельзя?» внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше
деталей предлагается.
Карточка № 20 Карточка № 23
«Что изменилось» «Разрежь и сложи»
Цель игры: развитие логического мышления детей. Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.
Материал: строительные детали. Материал: плотная бумага, ножницы.
Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую
запомнить, сколько их и как они стоят. геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру
Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить
детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить
новые). фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно
Затем дошкольник отмечает, что изменилось. усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.
Карточка № 24 Карточка № 27
«Моделирование» «Выложи предмет, используя все детали».
Цель игры: развитие воображения и логического мышления Большое значение уделяется в дошкольном возрасте
детей. конструктивной деятельности, т. к. она активно
Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть
карандаши. выполнение заданий по типу
Ход игры. Предложите детям моделировать с помощью «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно
бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или конструирует.
выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы,
соборы). Затем делать схемы и использовать их для
конструирования данных объектов.
Карточка № 25 Карточка № 28
. Выложить из геометрических фигур предметы. Цель. Развитию аналитико- синтетических умений хорошо
Цель: формировать умение конструировать по образцу способствуюттакие математическиеигры, как: квадрат
Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская
игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы
Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую выкладывания из деталей «Волшебного квадрата») и т. д.
машину; клоуна; собачку и т. д.
Карточка № 26 Карточка № 29
«Найди закономерность и продолжи ряд». «Где спрятались восьмёрки?»
Цель: развивать умение выделять существующую Цель: развивать умение выделять заданный
закономерность. элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).
Вариант 1. «Нарисуй бусы». Счётные палочки — это незаменимый
Вариант 2. «Раздели фигуры». дидактический материал, предназначенный для
обучения математике, развития зрительного восприятия,
мыслительных операций, в том числе анализа и
синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные
особенности данного дидактического материала —
абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Карточка № 1 Карточка № 1
Карточка № 1 Карточка № 1
Карточка № 1 Карточка № 1
Карточка № 1 Карточка № 1
Карточка № 1 Карточка № 1