Оксана Еретина
Роль экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Еретина. О. А.
Роль экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Еретина. О. А.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
Публикация «Роль экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.
В детском саду детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, в первую очередь, формируются такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Также, в процессе взаимодействия с природой, ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию. Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает ребенку систематизировать информацию, поступающую из окружающего мира.
С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение и активизация словарного запаса.
Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.
В непосредственном соприкосновении с окружающим миром развивается наблюдательность и любознательность.
Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Таким образом, природа выступает как средство нравственного воспитания.
Также, природа является естественным средством трудового воспитания. Дошкольники в детском саду овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем дворе, совместно с родителями, наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов, гербарий. На основе сочетания умственного и физического труда у детей развиваются такие личностные качества, как, трудолюбие, добросовестное отношение к труду.
Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Также, общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения, игры на свежем воздухе, труд развивают мышцы и укрепляют нервную систему, у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.
Таким образом, мы считаем, что в процессе экологического воспитания детей осуществляется всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста.