Ольга Наровенко
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
“Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста”
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделится с вами своим опытом в работе по самообразованию, которое называется“Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста”.Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.
Актуальность:
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения…» будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М. Камшилов. Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:
• Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
• Формирование знаний о природе;
• Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства
Цель:
Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
Задачи:
1. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать наблюдательность.
2. Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
3. Познакомить детей с правилами общения с животными.
4. Учить детей видеть красоту родной природы, уметь любоваться ею. Учить распознавать деревья и кустарники, относиться к ним как к живым существам.
5. Формировать представление детей о зимующих птицах, о том,как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание помогать птицам,
6. Развивать умение сравнивать разных птиц.
7. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.
8. Знакомить детей с первыми весенними цветами,их названием, строением.
9. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
10. Дать представление о превращении цветов в семена и плоды.
11. Воспитывать любовь и заботу к животным. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Пробудить познавательный интерес к объекту живой природы.
12. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
13. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
14. Расширять представления детей о диких животных : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.)
15. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
16. Рассказать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Предпологаемый результат:
- Эмоциональная отзывчивость дошкольников преобразовывалась в гуманно-ценностное отношение к природе как единство гуманного мотива, экологических представлений и умений экологически правильного взаимодействия с животными и растениями.
- Применение данной последовательности работы обеспечивает постепенное нарастание экологической культуры дошкольника, что выражается в появлении все большей осознанности поведения, связанной с познанием разносторонней сущности живого, самостоятельности и свободы в различных видах экологической деятельности, усилении гуманистических позиций, возрастании активности, инициативности, ответственности при взаимодействии с живыми существами.
- Дети гуманно относятся ко всем живым существам, в любых ситуациях, проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе.
- Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. проявление гуманных чувств к живому.
Для реализации своих целей и задач, я разработала план :
Перспективный план работы по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Срок проведения работы Тема Содержание работы
сентябрь
Деревья Рисование»Яблоня с золотыми яблочками»
Выставка «Дары осени»
Трудовая деятельность сбор листьев на площадке,укрывание корней деревьев опавшими листьями.
Дидактическая игра «С чьей ветки детка»
октябрь
Перелетные птицы Наблюдения за птицами
Трудовая деятельность,изготовление кормушки для птиц.
Занятие ;ФЦКМ «перелетные птицы»
Чтение художественной литературы:»Гадкий утенок» ,»ласточка и скворец»,»Журавль и цапля»
Дидактическая игра:»Рыба,птица,зверь»,»Летает,не летает»
ноябрь
Дикие животные Занятие; Развитие речи «Дикие животные»
Дидактическая игра «Рассели животных по домам»
Чтение художественной литературы «Три медведя»
«Заяц хваста»
декабрь
Домашние животные Занятие Лепка «Потерявшиеся котята»
Беседа «Безопасность при общении с животными»
Дидактическаяигра»Угадай чей хвост»
Чтение художественной литературы «Хаврошечка»
январь
Если хочешь быть здоров Беседа «овощи фрукты»
Совместная деятельность с родителями «доклады о пользе витаминов»
Лепка «овощи»
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
февраль
От куда к нам хлеб пришёл Занятие ФЦКМ «От зернышка к булочке»
Занятие; Лепка»Булочная»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
март
Вода,воздух Наблюдения (снег,дождь,туман)
Занятие ФЦКМ «Круговорот воды в природе»
Экспериментирование «Изменение цвета воды».»Имеет ли вода вкус и запах»,»Вода и воздух»
Чтение художественной литературы «Снегурочка»
апрель
Природа и человек Беседа «Бережное отношение к природе»
Беседа «Лес и правила поведения в природе»
Чтение художественной литературы «Кладовая солнца»
Дидактическая игра «С чем нельзя в лес ходить»
май
Цветы Экскурсия по территории детского сада
Посадка цветов на участке
Занятие;Лепка «Цветик семицветик»
Дидактическая игра; «Собери цветок»
Июнь
Неживая природа Экспериментирование «Воздух и его свойства»
Занятие Рисование «Радуга»
Беседа «Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья»»
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский “Краденое солнце”
Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу» «Догони свою тень» «Живое не живое»
июль
Шестиногие малыши Занятие ФЦКМ «Насекомые»
Наблюдения за насекомыми
Чтение художественной литературы «Стрекоза и муравей» ,»Что узнал дождевой червяк» «Как муравьишка домой спешил»
Беседа «Муравьи,санитары леса» «Бабочка или гусеница-это насекомое?»
август
Морские обитатели Занятие Рисование с элементами лепки «Рыбки в аквариуме»
Чтение художественной литературы «Сказка о рыбаке и рыбке» «По щучьему велению»
Дидактическая игра «Обитатели водоемов»
Методы:
- Наблюдения и труд в уголке природы
Сейчас я работаю с детьми старшей группы и учу ребят в календаре находить
и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево в полном соответствии с его сезонным состоянием на данный момент. Пока еще не все получается, многое приходится делать самой, но дети стараются и это радует. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Мы с детьми меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а я им помогаю (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку.
Труд в природе имеет также очень большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зеленом уголке. При этом я учитываю возраст и опыт детей. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев фикуса и аллоказии, рыхление земли, уборка сухих листьев из цветочных горшков,)а затем дать возможность высказать свое мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности. На прогулках дети также с большим удовольствием трудятся. Летом мы с детьми сделали на участке цветочную клумбу,вместе рассаживали растения,ухаживали за ними,поливали,чистили траву. Следим за тем, чтобы наш участок был чистым и опрятным (здесь имеют место такие поручения, как собрать опавшие с деревьев сухие ветви, мусор). Осенью дети помогают собирать в кучки опавшие листья. Зимой расчищаем дорожки от снега
Вообще, воспитание у детей бережного отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту.
Формула этого возраста :
«Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу».
- НОД,беседы.
Продуктивная деятельность,моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта,в котором представления о предмете,явлении,ситуации получают материальное воплощение в рисунке,конструкции. К продуктивным видам детской деятельности относятся
- Конструирование
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
- Создание разного рода подделок из природного и бросового материала.
Продуктивную деятельность в аспекте экологического образования можно разделить на пять групп.
1) Создание продукта,моделирующего природные объекты. Это рисунки, поделки из пластилина,аппликации из резаной бумаги,листьев или другого материала, изображающие природные объекты. (растения,животных,снежинки)
2) Создание продукта,имеющего непосредственное отношение к природоохранительной деятельности. ; Рисование природохранительных плакатов,сцен правильного и неправильного поведения человека на природе,изготовление вместе со взрослым кормушек для птиц.
3 Создание моделей экологических связей. Обычно это рисунок-схема или предметная модель,собранная из карточек с изображением растений и животных. Подобного рода деятельность не только углубляет представления детей о характере взаимоотношений организмов в природных сообществах (экосистемах,но и способствует становлению одного из важных познавательных универсальных учебных действий -знаково-символического моделирования.
4) Специфическим видом продуктивной деятельности,можно одновременно отнести и к трудовой,является выращивание растений в уголке природы или на участке ДОО. Продуктивной она является потому. что дети создают реальный продукт-растение.
5) Особое место в плане экологического образования занимает деятельность по изготовлению поделок из природного материала и бросового материала. В этой работе у педагога есть возможность проводить идею бережного отношения к природным ресурсам,целесообразности их вторичного использования.
- На занятиях по математике мы используем раздаточный материал в виде животных
- На занятиях по формированию целостной картины мира рассматриваем иллюстрации, проводим беседы
- На занятиях по развитию речи так же закрепляем знания например игры; рыба, птица, зверь ;клички животных, и. т. д.
- А так же закрепляем знания на занятиях по художественно эстетическому развитию, рисуем,лепим,вырезаем животных,деревья, птиц.
- Чтение художественной литературы хорошо влияет на закрепления усвоенных детьми знаний.
- Целевые прогулки, экскурсии
.На прогулках дети любят наблюдать за птицами,за собаками и кошками которые гуляют около территории детского сада. Наблюдаем за сезонными изменениями в природе.
Проводя наблюдение с детьми, я использую вопросы, загадки, обследование предмета (предлагаю потрогать, погладить)
- Опытническая деятельность, экспериментирование
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.
С помощью опытов мы с детьми решаем множество познавательных задач. Например, что будет с водой, если вынести ее на мороз? Или наоборот, если взять снег на теплую ладошку, что с ним произойдет? Где лучше растет растение: в теплом или холодном месте? Как меняется свойство песка, если его смочить водой? Очень полезно дать детям самостоятельно сделать выводы о качестве предметов, а затем дать возможность высказать свое мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями; родителей - компетентными в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования.
Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, поэтому им необходима методическая помощь в данном вопросе.
Для того, чтобы родителей заинтересовать данной проблемой подготовили брошюрки и провели родительское собрание интересной форме на тему: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Содержание уголков экспериментальной деятельности», «Эксперименты в домашних условиях».
Рекомендовали родителям проводить с детьми несложные опыты, ведь для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: лупа, линейка, рулетка, транспортер, микроскоп, весы, фонарик, градусник, бинокль, часы.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание.
Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.
В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.
При проведении исследовательских занятий и экспериментирования нужно помнить не только о физическом, но и о психическом здоровье. Родители должны знать:
• при постановке экспериментов, проведении обследования и самообследования ни в коем случае нельзя делать выводы о моральных или физических качествах ребенка;
• не следует перегружать детей негативной информацией: пугать «микробами», «червячками в животике» или смертью, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы.
• при организации работы с детьми родитель должен быть предельно корректен и тактичен.
Эти правила надо соблюдать как при проведении экспериментов, так и при анализе их результатов:
• нельзя заставлять ребенка производить действия, которые тому неприятны или кажутся неприемлемыми, независимо от причин, вызвавших это неприятие;
• чтобы у детей сформировался устойчивый интерес, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически.
- Игровая деятельность, дидактические игры
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о явлениях и предметах природы в своей работе я использую разнообразные игры:
Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное.
Творческие игры по ознакомлению детей с природой — это игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить, постоянно поясняя детям качества предметов.
Дидактические игры ( например: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Природа благодарит и сердится», “Отгадай где я живу”,”Уточка”, «Экологический светофор», «Необычное путешествие»). Все эти игры уточняют представления детей об экологически правильном поведении, учат правильно оценивать действия людей в природе, воспитывают бережное отношение к природе.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы ( например: «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Птички в гнездах», «Солнышко и дождик», «Северный и южный ветер» и многие другие.).
Развивающие игры,в отличие от дидактических,основной педагогической целью имеют не формирование знаний,умений,навыков,а развитие логики,воображение,наблюдательность,памяти и других психических характеристик.
- Работа с родителями
Провели родительское собрание на тему” Детское экспериментирование ” ;
- Провели консультацию родителям
- Провели и показали опыты
- Подготовили презентацию
- Изготовили брошурки для родителей на тему “Экспериментирование в домашних условиях”
- Личный пример
Обращаю внимание детей на свои действия,поступки.
Я обязательно отмечаю все достижения детей, хвалю их за самостоятельность, уверенность и инициативу
При систематическом проведении работы по экологическому воспитанию дошкольников заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы. Особую заботу дети стали проявлять за растениями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за уголком природы не только во время своего дежурства, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения за красиво цветущими растениями, за животными и птицами дети с интересом и восторгом рассказывают мне и остальным детям об увиденном. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес кжизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам.
Теперь дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Спасибо за внимание.