ирина мельникова
Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Мельникова Ирина Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинушка»
,.Новая Ляля
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогом - воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. В современных психолого-педагогических исследованиях экологическое образование и воспитание является одной из актуальных проблем. (1, с. 24) Все выше перечисленное обозначено и в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров которые представляют собой социально-нормативные характеристики:
Публикация «Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке» размещена в разделах
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы. (7,с. 29,подпункт 4.6)
ФГОС ДО раскрывает познавательное развитие детей через развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (7, с. 11 пунк 2, подпункт 2.6)
Образование детей – целенаправленный процесс воспитания и обучения. Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса важным является целевой ориентир в педагогической деятельности. (6, С. 24)
Анализ концептуальных, нормативно – правовых и программно – методических документов позволил педагогическому коллективу детского сада разработать портрет экологически грамотного ребенка, который стал целевым ориентиром для всех участников экологического образования детей дошкольного возраста.
Учитывая специфику дошкольного возраста, содержание экологического образования осуществлялось в самостоятельной деятельности детей на прогулках, в центрах развития, что соответствовало системному подходу – интеграция различных видов деятельности: исследовательской, игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной, двигательной. Для ознакомления детей с природой широко использовались прогулки, а принцип интеграции позволил решать и задачи физического развитии (подвижные игры экологического содержания, походы в лес, экскурсии, речевого развития детей (обогащение словаря, звуковая культура речи, составление творческих и описательных рассказов по картинам о природе). Для развития воображения использовались дидактические игры, изготовленные из природного материала, элементы логического мышления помогли сформировать карты – схемы ориентации на местности. Для предупреждения травматизма на участке использовались наглядные пособия по ОБЖ. В процессе наблюдения на прогулках дети знакомились с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время (таянием снега, набуханием почек, появлением травы и. т. д.). Разнообразные игры с природным материалом- песком, водой, льдом, листьями, камнями (элементарная опытно-экспериментальная деятельность) позволили детям определять более глубокие выводы и умозаключения. (2, с. 19) Одним из средств развития у детей интереса к природе являются наблюдения за погодой, поэтому умение наблюдать и изучать погоду имеет большое практическое значение – это расширяет кругозор, развивает наблюдательность, приучают детей к аккуратности и систематичности в работе. Большое образовательное значение имеет и труд в природе, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. (3,с. 48)
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования и к организации развивающей предметно-пространственной среды, созданная в группах развивающая среда помогает детям использовать и применять свои знания в продуктивной деятельности в процессе самостоятельной работы.
Особое внимание для достижения цели экологического образования имеет и работа с родителями (родительские собрания, консультации, оформление родительского уголка, выставка литературы на экологическую тему, фотовыставки, дни здоровья, различные акции и конкурсы.
Немаловажное значение в работе экологического образования отводится сотрудничеству с социальными партнерами (детская библиотека, городской досуговый центр, школа, дом детского творчества, ветеринарная лечебница, СПК Новолялинский сельско – хозяйственный производственный кооператив).
Обогащение и расширение образовательного пространства помогло сформировать у детей чувство близости с природным миром, дети стали задавать больше вопросов, не просто созерцать природу, а заботиться и ухаживать за ней. У дошкольников сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы влияющих на них.
Результаты работы показали высокую эффективность созданных психолого педагогических условий.
Литература
1. Бондаренко. Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2011г
2. Иванова. А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Москва. Издательство сфера, 2009 г.
3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез, 2014 г
4. Теплюк. А. Н. Занятия на прогулке с малышами. Москва. Мозаика – Синтез, 2010г.
5. Под редакцией Н. Е. Вераксы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва. Мозаика – Синтез, 2010г.
6. Соломенникова. О. А. Серия: Библиотека программы воспитания
и обучения в детском саду. Мозаика-Синтез, 2005г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155