Греховодова Татьяна Анатольевна
Родительское собрание в средней группе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»
Родительское собрание в средней группе
Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей.
Цель: Оказать помощь родителям в активизировании речи детей дома посредствам разных приемов : вопросов, рассказов, речевых игр, пересказов. Задачи: Формировать интерес к тесному взаимодействию между детским садом и семьей по речевому развитию детей. Дать советы по развитию речи.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей“» размещена в разделах
Форма проведения. Круглый стол с элементами ситуативного практикума.
Подготовительная работа.
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Консультация для родителей о речевых навыках детей средней группы.
3. Видеозапись «Для вас родители».
4. Проблемные ситуации для родителей.
Оформление и оборудование:
Телевизор с DVD – плеером, CD – диск с записью, бумажные самолетики, бумажные лепестки (для подсолнуха, эмблема – солнышко, фломастеры, ручки, листы бумаги.
План проведения:
Приветствие
1. Доклад на тему «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей».
2. Упражнение «Кокон».
3. Упражнения «Деление на минигруппы».
4. Проблемные ситуации для родителей.
5. Просмотр видеозаписи «Для вас родители».
6. Тренинг «Подсолнух».
7. Тренинг «Желаю вам».
8. Подведение итогов.
9. Раздача буклетов.
Ход собрания.
Вступительное слово:
«Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания, и вы пришли сегодня в нашу уютную группу, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых, невозможно правильно развивать речевые навыки ребенка.
Предлагаю вам прослушать информацию по теме нашего собрания.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др. развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь отражает социальную среду, в которой растет ребенок. Для нормального становления речевой деятельности необходимы определё нные условия психического развития:
• определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
• правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
• развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;
• формирование потребности в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
• самостоятельной монологической речью, умением поддержать беседу (задавать вопросы и отвечать ни них) ;
• звуковой формой слов;
• значением слов;
• грамматикой.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должны быть сформированы не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению и письму.
Как ребенок учится говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова и выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания.
Периодизация развития речи (нормативы речевого развития) .
Развитие речи происходит в несколько этапов. На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности.
Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно - мимические средства, которые служат для передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно - мимический способ общения похож не общение жестами. (Отдельно или в сочетании с другими средствами он присутствует в любом возрасте.)
Предметно - действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него. Этим способом ребенок приглашает взрослого к контакту.
Речевое общение - высшая форма взаимодействия с людьми - предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательную сферу, нормализует поведение.
В четыре года фразовая речь ребенка включает предложения из пяти - шести слов. В этом же возрасте дети начинают сопровождать речь игрой, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас в четыре года состоит из 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и др. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа взрослого либо оценки и размышлений. Ведущей формой общения становится познавательная.
В четыре с половиной - пять лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребенка к овладению письменной речью. К концу пятого года
Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ. К шести годам ребенок овладевает значением производных слов. Словотворчество становится менее интенсивным, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа в уме, т. е. основывается на сложной речемыслительной деятельности. Формируется анализ сообщений, речи других и собственной речи. На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У него появляется «внутренняя позиция», которая присуща человеку на различных этапах жизни. Становится возможным установление причинно - следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и т. п. процессах. Язык может стать предметом изучения.
А сейчас предлагаем вам посмотреть упражнение «Кокон».
Упражнение «Кокон»
Цель: Показать родителям ситуацию которая происходит во многих семьях.
Ход тренинга:
Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза) .
Анализ: Посмотрите на что поход ребенок - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?
Упражнение «Деление не минигруппы».
Уважаемые родители, вы сели туда, где вам более удобно, комфортно, тем самым вы разделились на четыре минигруппы.
Задание: На столах лежат бумага и фломастеры, придумайте название вашей группе, представьте ее и объясните почему (Время выполнения 5-6 минут) .
Проблемные ситуации для родителей.
Каждая минигруппа получает по одной ситуации.
1. Ребенок говорит неправду. Ваши действия.
2. Вы прочитали ребенку сказку? Ваши действия.
3. Ваш ребенок принес из детского сада нецензурное слово. Ваши действия.
4. Ребенок просит прочитать новую книжку, вам некогда. Ваши действия.
Время выполнения 6-7 минут
Обсуждение проблемных ситуаций, дискуссия.
Просмотр видеозаписи «Для вас родители».
(Пожелания детей, родителям) .
Тренинг «Подсолнух».
Задание: Написать не желтых лепестках пожелание своему ребенку, группе.
«Лепестки» собираются в один большой подсолнух и выставляется в приемной группы. Зачитываются детям.
Тренинг «Желаю Вам».
Задание: На крыльях самолета написать пожелание и пустить их друг- другу.
Подведение итогов.
Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Совместный поиск ответов на вопросы привел нас к убеждению, какое значение имеют речевые навыки в формировании личности ребенка, а семейные отношения усиливают их или теряют ценность. На память о нашей встрече, хотим вам подарить меленькую частичку тепла - эти маленькие солнышки. Пусть эти солнышки освещают ваш путь в воспитание детей. Желаем Вам счастья в Ваших семьях.