Ирина Рева
Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка руки дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и углубить представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста.
Форма проведения:семинар – практикум.
Участники: воспитатель, родители, учитель начальных классов.
Предварительная работа:
-распространение буклетов «В игры играем- восприятие развиваем».
-подготовка мультимедийной презентации.
Оборудование:
-мультимедийная установка,
Темочки:
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- материалы для родителей (крупы, картон, ножницы, бумага разной текстуры, природные материалы, принадлежности для квиллинга т. д.)
-Выставка рисунков прописей и штриховок детей.
План собрания:
1. Вводная часть: представление воспитателем темы собрания, знакомство с учителем.
2. Выступление учителя начальных классов.
3. Выступление воспитателя на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы», с использованием мультимедийной презентации.
4. Проведение практикума для родителей (из предложенных материалов родители создают поделки)
5. Обмен опытом о способах развития моторики между родителями.
6. Рассматривание детских рисунков о школе, прописей, штриховок.
Ход собрания:
1. Воспитатель: «Уважаемые, родители, гости. Мы рады, что вы нашли время и пришли на наше собрание.
Тема сегодняшнего собрания «Подготовка руки к письму» очень актуальна и важна. По предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие моторики соответствует возрасту. До поступления в школу у наших детей и у вас есть время. И как использовать его с пользой для ребёнка попытаемся выяснить вместе свами.
2. Сегодня к нам пришла учитель, к которому, возможно будет ходить ваш ребенок».
После выступления учителя презентация материала с использованием мультимедийной установки.
Слайд 1. При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью.
Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.
Слайд 2. В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому педагоги и родители должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Слайд3. Что же такое письмо? И, почему так много внимания уделяется этому вопросу?
Письмо-это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, и в полном объёме он недоступен дошкольнику. Подготовка у письму -один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению.
Слайд4. Характеристика письма старшего дошкольного возрастасвязана с возрастными особенностями.
Слайд 5. Не только В. А. Сухомлинский, но и многие другие ведущие педагоги отводили огромную роль в развитии письменной речи играм и упражнениям.
Е. Н. Водовозова, например, отводила значительное место так называемым «механическим» работам. Круг этих работ был ею расширен другими занятиями, издавна введенными в некоторых русских семьях. Сюда относились постройки из кубиков, выкладывание из плоскостных, геометрических форм (цветных мозаик, рисование красками и карандашами, лепка из глины, работа с бумагой (сгибание, плетение и переплетение, вырезание и наклеивание, раскладывание и переплетение лучин, выкладывание, вышивание, работа по дереву, работа с природными материалами (горох, солома, семена, занятия с сургучом, стеариновым огарком, гипсовые работы.
Слайд 6. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
-развитие ручной умелости;
-развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения;
-развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Чтобы избежатьнегативных последствий при подготовке ребёнка к письму помогут игры и упражнения, позволяющие каждому ребёнку постепенно, без перегрузки, с максимальным учётом их индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Хочу представить Вашему вниманию игры и упражнения, которые мы используем в своей работе и, которые можно использовать с Вашими детьми дома.
Слайд7. Катание шарика.
Это упражнение позволяет подготовить пальцы к правильному захвату карандаша. Упражнение проводится с шариком (горошиной, диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется:
«Маленькие пальчики любят поиграть,
Круглую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
Катись, катись, горошина! Катись, катись, горошина!
(Фраза повторяется столько времени, сколько необходимо для выполнения по возрастной норме)
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать».
Слайд 8-9. Игры с природным материалом, песком, пальчиковая гимнастика формируют и совершенствуют речевые области под влиянием импульсов от пальцев.
Слайд 10. Игры с крупой, бусинами, пуговицами, ракушками, камушками оказывают укрепляющее и тонизирующее действие на мелкую моторику.
Играть с этим материалом дети могут по-разному, как подскажет им фантазия: катать между пальцами, сортировать, выкладывать буквы, предметы, создавать поделки, красить и т. д. Все эти действия помогут ребёнку не только развить мышечную силу рук, но и усидчивость, внимание, фантазию.
Слайд 11. Умение работать ножницами требует от ребёнка серьёзных усилий, координированности движений и играет особую роль в развитии ручной умелости.
Необходимо побуждать детей резать не только по прямым линиям, но и предметы разной формы. Полезно будет дать ребёнку старые открытки, журналы.
Слайд12. Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает раскрашивание. Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов. Раскрашивая, ребёнок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, в отличие от работы, связанной с написанием букв, хотя рука его проделывает те же манипуляции, что и при письме. С этой целью могутиспользоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т. д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.
Слайд13. Графические упражнения, штриховка – одно из важнейших упражнений определяющихся не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными
Необходимо уделять особое внимание позе ребёнка при письме так, как графические упражнения требуют больших усилий и внимания. Очень важно, чтобы задания приносили радость, но никак не скуку и переутомление.
Слайд14-1 5. Вязание и плетение, любимое занятие наших бабушек, используем в подготовке руки к письму, так как это занятие требует не меньших усилий, чем любой другой способ. Первые петли давались с таким трудом, а руки были такими непослушными, что интерес быстро угасал. Доступность, и необычная форма развивающего материала всё чаще приводили детей к корзине с нитками. Сейчас многие дети свободно набирают петли, правда, вязать ещё не умеем, но ведь это не главное.
Слайд16-18. Существует много способов развития моторики, главное, чтобы эти способы нравились детям, не вызывали переутомления, приносили радость.
3. Практикум. На столах разные материалы (бросовый, природный, пуговицы, бумага, клей, крупы и. т. д.).
Родителям предлагается объединиться в группы, взять материал и попробовать изготовить поделки.
4. После практикума родители делятся друг с другом опытом развития и воспитания детей.
5. Работы родителей, рисунки, штриховки, поделки Детей объединяются в одну выставку.
Используемые источники:
Бабаева Т. И. - У школьного порога. - М, 1993.
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Сов. Рассия, 1979
О. А. Фролова. «Е. Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста». М. -1949.
Большакова С. Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 200.
Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. М. - 1965.
Т. И. Гризик, Т. Н. ДороноваНа пороге школы. «Просвещение», 2002г.
Презентация прилагается.