Анна Офицерова
Рекомендации для педагогов и родителей «Подготовка руки ребенка к письму».
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов и родителей.
«Подготовка руки ребенка к письму»
Для успешной учёбы будущего первоклассника одного желания недостаточно. Не все знают, что грамотное письмо зависит от чёткого взаимодействия уха, языка, глаз и руки. Сбой в одном звене этой цепочки приводит к нарушению письменной речи.
Ухо звук определит,
Язычок проговорит,
Глаз увидеть букву сможет и
Руке писать поможет!
Публикация «Рекомендации для педагогов и родителей „Подготовка руки ребенка к письму“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Что же такое письмо? Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц всей руки. Овладение навыком письма это длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Зависит это от психофизиологических особенностей детей 5-7 лет и от самого процесса письма в целом.
У детей в этом возрасте слабо развиты мышцы рук, несовершенна координация движений. Трудна для детей и ориентация в пространстве – верх, низ, лево, право, около, внутри, под, над.
При отработке навыков письма необходимо обращать особое внимание на координацию движений руки, посадку детей, используемые ручки и карандаши; на одинаковый размер букв, расстояние между словами, ориентацию при письме в тетради в клетку.
Чтобы подготовить ребенка к овладению навыкам письма, необходимо педагогам и родителям уделять особое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Стоит отметить, что задания должны проводиться систематично, целостно, доступно. Не следует забывать и о возрастных особенностях детей. Ребенок должен видеть свой результат, радоваться своим новым достижениям и успехам.
Я предлагаем ряд упражнений, которые позволят развить качества, необходимые ребенку для овладения письмом :
• Пальчиковая гимнастика. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Можно использовать несколько событий, сменяющих друг друга, дополняя различными мелкими предметами-атрибутами. Чаще всего пальчиковую гимнастику надо использовать при подготовке к началу письма. По времени затяжной гимнастика быть не должна.
• Занятия с пластилином. Пластилин – любимый материал для творчества детей. Это благодатный материал для развития мелкой моторики, пространственного мышления, зрительной памяти. Ребята обожают мять, раскатывать, месить эту податливую массу. Сейчас пластилин выпускают с приятным запахом, более мягкой и приятной консистенции, разнообразных оттенков.
• Работа с ножницами. Начинать лучше с нарезания полосок. Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Все вырезанные детали необходимо использовать в аппликациях. Не стоит забывать и об основных правилах безопасности при работе с ножницами: - Ножницы нельзя брать без разрешения. - Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить. - Ножницы нельзя оставлять в открытом виде. - Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится. - Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед. - Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх. - Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться. - Ножницами нельзя вырезать на ходу.
• Игры с мозаикой разного размера. Цель игры - развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне.
• Игры с бусинами, пуговицами, крупой, мелкими предметами. Перебирая и захватывая пальцами маленькие предметы, ребенок учится координировать работу различных систем организма. При выполнении самых обычных движений участвует мышечная, зрительная, нервная, костная системы. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Можно их сортировать по цветам, размеру, использовать совочки, воронки. Выкладывать разные силуэты, буквы, цифры, геометрические фигуры.
• Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно меняется со степенью развития пальцев рук. Незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Цель игры: научить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук, внимание, закрепить цвет, развивать усидчивость и терпение.
• Занятия с конструктором разного диаметра, закручивание гаек, шурупов. Детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, пластинам, яркие цвета различной мозаики, объемность и многогранность конструктора «Лего», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», счетные палочки, спички и т. д. Безграничная фантазия ребёнка, стремление и возможность сделать своими руками поднимает у детей не только самооценку, но и на прямую влияют на развитие мелкой моторики, а следовательно на письмо ребенка.
• Рисование различными графическими материалами (ручка, простой и цветной карандаш, краски, восковые мелки, мел, гуашь, уголь, рисование ватными палочками, пальцем и т. д.). Дети понимают, что нажим на бумагу тем или иным материалом должен быть разным.
• Работа с бумагой (оригами, аппликации, плетение). Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетов, лягушек и других игрушек из бумаги. Так же дети любят рвать и мять бумагу для определенных поделок. Обращать внимание на приемы сгибания и складывания бумаги. Дать общие представления о видах бумаги – газетная, рисовальная, писчая, оберточная.
• Графические упражнения. Штриховка. Диктанты по клеточкам. Рисование линий, фигурных дорожек, соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Штриховки с различным направлением движения руки. Рисование по точкам. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
• Раскрашивание картинок. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
• Игры с ниткой. Эта игра влияет на нервную систему ребенка, успокаивает его после активных игр, где ребенок перевозбужден. Можно предложить ребенку перемотать нитку из одного клубочка в другой, наматывать нитку на карандаш на себя и от себя. Так же детям нравится делать различные плоскостные фигурки из ниток.
К концу года дети должны :
1. Знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка и положение рук при письме, положение ручки, тетради)
2. Выполнять штриховку, рисовать по клеточкам, соблюдая правила.
3. Ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
4. Уверенно пользоваться ножницами.
5. Изготовлять простые фигурки из бумаги путем складывания и сгибания.
6. Раскрашивать картинки, не оставляя белых пробелов