Ирина Ткаченко
Подготовка руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела.
Подготовка руки к письму - один из самых затруднительных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.
Публикация «Подготовка руки к письму» размещена в разделах
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» написанной М. А. Васильевой в соавторстве с В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой, однако многие её знают именно по фамилии первого автора, указанного на обложке книги. Эта программа уже давно считается классикой российского дошкольного образования. Методика отработана и проверена на миллионах детей, нескольких поколений. Программа определяет содержание физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Воспитание для каждой возрастной группы осуществляется в активной детской деятельности – в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями, явлениями общественной жизни, с окружающей природой. Предусмотрено постепенное усвоение детьми конкретных умений, навыков и знаний, развитие внимания, воображения, мышления, речи.
Методика ставит своей целью раскрыть личность ребёнка и раскрыть его индивидуальные способности. В ней используется комплексный подход, основанный на грамотной организации ненавязчивого обучения.
Система задач и заданий выстраивается в порядке возрастания их трудности и постепенного, и своевременного формирования навыков мелкой моторики рук ребенка.
Цель — развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму.
Задачи:
1) формирование мышечного сустава кисти руки;
2) развитие силы, тонуса, точности движений;
3) совершенствование внимания зрительно-пространственного восприятия, памяти;
4) создание благоприятных условий для учебной мотивации;
5) развитие чувства ритма, координации;
6) развитие ручной умелости;
7) восприятие навыка правильной речи.
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, представляет собой решение проблемы обновления содержания, обучения и воспитания, с целью их качественного улучшения.
Рука изучает мир вещей. Тонкая моторика — это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития.
Работу по подготовки руки к письму начинаем с первой младшей группы.
Для развития мелкой моторики используем как покупной материал, так и сделанный своими руками. Работа заключается в раскладывании предметов в аналогичные по цвету емкости, нанизывание бусин и т. п. При работе обращаем внимание на то, как дети берут предметы (правой рукой, тремя пальчиками, как раскладывают (слева — направо).
В каждой группе оформлена картотека пальчиковых игр, упражнений и пальчиковой гимнастики, которые используются в свободное время деятельности между занятиями перед прогулкой в утреннее и вечернее время, в форме групповых и индивидуальных занятий, на музыкальных занятиях, и как элементы физминуток на всех занятиях.
С первой младшей группы учим детей правильно тремя пальчиками держать карандаш в руке, кисточку держать выше металлического наконечника.
С детьми среднего возраста начинаем работу с книжками - раскраскам, которую продолжаем в старшей и подготовительной группе, с постепенным усложнением.
Хочется отметить то, что дети в средней группе накапливают потенциал, насыщают свою познавательную потребность. Ребенок может «потрогать мир руками, глазами, носом». В начале года дети неуверенно держат различные мелкие предметы, роняют их, неправильно держали ложку для пересыпания крупы, сыпят мимо чашки. К концу года дети уверенно держат предметы, работают тремя пальчиками и могут соблюдать последовательность в работе, лучше развита ручная умелость, пространсгвенная ориентация на листе бумаги и в общих направлениях движения; становится более развито чувство ритма, умение сглаживать ритм и темп движений, слово и жест; улучшается развитие изобразительных и графических умений детей.
Большое место отводится кукольному и пальчиковому театру. Репетируя действия персонажей, дети учатся координировать движения руки, пальцев.
В старшей группе предлагаем детям дидактические игры такие как «Помоги зайчику найти морковку», «Кто в домике живет», «По какой дороге пройдет ёжик» и другие, такие игры позволяю ребенку проделать путь вместе с персонажем, прочертив путь карандашом. В подготовительной группе особое внимание уделяется работе в тетради. В свободное время дети с удовольствием пишут в тетради по образцу педагога, выполняют словесные диктанты под руководством педагога (если ребенок верно выполняет инструкции педагога, тогда у него получается правильный рисунок, штрихование предметов. Линии учим проводить слева направо, сверху вниз. Вне занятий работают с различным материалом, изготовляют поделки (брошки, миниатюры, сувениры).
Практически каждое занятие прослеживает прямую и косвенную цель развития мелкой моторики детей — подготовка руки к письму (тренировка трех пальцев).
К концу учебного года выпускники детского сада могут:
• называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слово на слоги, ставить ударение;
• определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
• вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах;
• знать термины слово, предложение, гласные звуки, ударение;
• называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.)
• составлять предложения по картинкам;
• правильно держать руку при раскрашивании, рисовании, штриховке в разных направлениях, обведении по контуру.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.