Татьяна Степанова
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 1 «Чебурашка»
Педагогический проект
«Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
Автор: Степанова
Татьяна Петровна
Учитель-логопед
Актуальность
Публикация «Проект „Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки“» размещена в разделах
В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки не всегда соответствует требованиям школы, что отрицательно сказывается на усвоение учебной программы. Необходимо развивать движения пальцев рук. Дополнительные специальные упражнения особенно нужны детям с нарушением речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения интеллекта, развития речи и подготовки руки к письменной речи.
Участники проекта
- дети;
- специалисты;
- родители
- воспитатели
Цель проекта
Создать условия для формирования функций руки ребенка как основы успешного освоения письменной речи в школе посредством развития мелкой моторики руки.
Задачи проекта
1) Изучить опыт по данной теме;
2) Построить систему взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по созданию условий для наиболее качественного развития руки дошкольника, совершенствования речи направлениями мелкой моторики руки;
3) Создание комфортной психологической атмосферы в процессе общения и обучения;
4) Подобрать игры и упражнения, способствующих развитию координации движений мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними, введение этих игр в режимные моменты и занятия;
5) Развивать творческие способности детей;
6) Заинтересовать родителей в совместном участии в подготовке детей к школе путем использования игры для коррекции нарушений;
7) Побуждать детей средствами моторной деятельности к активной речевой деятельности.
Этапы реализации проекта
Срок реализации:
С 09.2012 года по 05.2014 года
Подготовительный
(09.12-10.12 г.)
Основной
(11.12-03.14 г.)
Заключительный
(04-05.14 г.)
Предполагаемые результаты
Создание условий для подготовки руки к письму посредством развития мелкой моторики.
Овладение детьми практическими навыками, умение ориентироваться в тетради.
Создание единого образовательного пространства для детей, педагогов, родителей в сочетании с грамотной деятельностью педагогов и доверием заинтересованных родителей.
Воздействие на речевую систему детей.
Воспитание творческой направленности личности.
Успешная социализация детей среди сверстников и взрослых.
Подготовительный этап
(сроки 09-10.12 г.)
Изучение методической литературы, материалов педагогических сайтов сети интернет.
Диагностика состояния моторики руки.
Диагностика состояния речи детей.
Изучение образовательных потребностей родителей воспитанников.
Разработка методического пакета:
перспективный план работы, цикл игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки, развитию речи;
план взаимодействия с педагогами ДОУ;
план взаимодействия с родителями воспитанников.
Приобретение и изготовление материала для развития мелкой и общей моторики руки и развития речи.
Основной этап
(работа с детьми 11.12 г. -03.14 г.)
Развитие руки
(упражнения на формирование
правильного захвата
орудия письма,
правильного распределения
мышечной нагрузки).
Формирование
графических умений
(упражнение в
печатании элементов букв
и самих букв).
Подготовка к технике письма
(упражнения на развитие
пространственной
ориентировки, развитие чувства
ритма, знакомство с тетрадью,
графические диктанты).
Пальчиковая гимнастика
(гимнастика в стихах, игры с
палочками, с шариками,
самомассаж, массаж пальцев
Су Джон-терапия)
Веселый карандаш
(штриховка, дорисовка,
работа с трафаретом,
волшебные узоры,
выставка рисунков)
Творчество
(работа с пластилином,
ножницами;
работа с бумагой –
складывание, обрывание,
оригами, разрезание)
Составление рассказов
с использованием
мелких игрушек
из Киндер сюрприза
Инсценирование
мини-сказок,
потешек, стихов
(пальчиковый,
трафаретный театр)
Кинезиологическая коррекция
(кинезиологические упражнения,
физминутки; логоритмика;
песочный, танцевальный
игротренинг)
Основной этап
(работа с педагогами 11.12 г. -03.14 г.)
Консультация для
воспитателей
«Воздействие
движений
пальцев рук на
речевую функцию»
Психологическое
раскрепощение
ребенка через
индивидуальные занятия,
формирование
позитивного поведения
Выставка материала
по развитию
мелкой моторики руки
и ручной умелости
Здоровьесберегающие
технологии в логоработе
(массаж, самомассаж,
психогимнастика,
релаксация,
биоэнергопластика,
развитие общей моторики)
Организация праздников,
мини-спектаклей,
утренников для детей
Интеграция деятельности по подготовке руки дошкольника к письму и совершенствованию речи посредством развития мелкой моторики руки с образовательными областями
- здоровье;
- физическая культура;
- музыка;
- коммуникация;
- социализация;
- художественно-эстетическое познание;
- чтение художественной литературы;
- познание
Основной этап
(работа с родителями 11.12 г. -03.14 г.)
Содержание работы
Выступление на родительском собрании «Формирование готовности руки дошкольника к письму»;
Анкетирование родителей (осанка детей);
Индивидуальные беседы по данной теме;
Привлечение родителей к участию в конкурсах совместного творчества родителей и детей «Зимние фантазии», «Пасхальное панно»;
Организация выставки «Семейная мастерская наших пальчиков»;
Проведение занятий в рамках мероприятия «День открытых дверей» :
«Осень. Звуки [с-с’]» – ознакомление детей с изобразительным искусством и природой - (средства развития мелкой моторики руки- карандаш, природный материал);
Итоговое занятие «Птицы. Звуки [р-р’]» - (средства развития руки – пластилин, ножницы, бусы, пуговицы, бумага);
Консультации «Развитие мелкой моторики руки. Игры на кухне»; «Пальчиковые игры в развитии речи детей»;
Презентация «Фигурки из счетных палочек».
Заключительный этап
(04.2014-05.2014 гг.)
Проведение анализа результатов и определение эффективности работы проекта.
Оформление результатов, обобщение опыта.
Итоговая оценка результативности развития графомоторных функций руки ребенка за период работы по проекту
При сравнении результатов прослеживается динамика улучшения качества графического навыка и моторики руки.
Благоприятные условия работы, разнообразие тематики, эмоциональный комфорт занятий раскрепощают ребенка, вселяют уверенность в свои способности, настраивают на успех.
Диагностика уровня развития связной речи
Результаты итоговой оценки улучшения качества речи
за период работы по проекту
Звукопроизношение
Грамматический строй
Словарь
Речевые заключения детей по результатам ПМПК (04.2014 г.)
В 2013-14у. г. на логопункт было зачислено 28 детей, выбыло 8, в конце года выпущено 13 детей – 10 речь норма, 3 с улучшением речи, что составило 53%. Логопедическая работа проводилась эффективно, у детей наблюдается значительное улучшение всех компонентов речи.
Вывод
Анализ работы по проекту показал, что в результате совместной комплексной работы всех участников проекта, создания благоприятных условий для деятельности кисть дошкольника приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений руки.
У родителей сформировалась активная позиция к проблеме развития мелкой моторики руки, о ее влиянии на общее развитие ребенка.
Таким образом, в результате выполнения задач, по данным итоговой диагностики удалось увеличить количество детей, имеющих правильную речь и сформированную руку для успешного освоения письменной речью в школе.
Обобщение опыта
Опыт обобщен на педагогическом совете МБДОУ.
Материалы работы по проекту размещены на сайтах :
htpp ://www.maam.ru.users
Коррекционно-развивающее занятие : Комбинированное занятие по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой «Осень». Звуки [с, с’]».
https://stepanova-t.ucoz.ru
Презентация «Фигурки из счетных палочек».
Практическая
значимость проекта
Проект является эффективным, малозатратным, опыт может быть использован в дошкольном учреждении неспециального типа для развития речи детей и подготовки руки ребенка к письму посредством развития мелкой моторики руки.
Информационные источники
1. Веракса Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе. М. : Мозаика – Синтез, 2007г.
2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. 2005г.
3. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.
4. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. –СПб., 2004г.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973г.
6. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). – Ростов н/Д. : Феникс, 2002.
7. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников. – КАРО; СПб., 2006г.
8. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – М. : Дельта: Аквариум, 1966г.
9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.
10. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. 2003г.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999г.
12. INTERNET технологии (сайт творческих учителей)
13. htpp ://www.maam.ru.users
14. htpp ://doshkolnik.ru/profile.html
15. Tambov/wiki
16. https://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования