Марина Бурмистрова
Консультация для педагогов «Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики.
Движение пальцев рук, способствует не только развитию речи, но и подготавливает руку к письму. Этот факт подтверждён в психолого-педагогической литературе по проблеме готовности ребёнка к школе и подготовки руки к письму.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка руки к письму, Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости! Так как именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Основной задачей подготовки к письму является :
1. развитие мускульной памяти, что предполагает развитие мелких мышц пальцев и кистей рук;
2. развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словесно-логического мышления;
3. развитие памяти;
4. развитие слухового внимания;
5. развитие умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть и так далее);
6. формирование пространственной ориентации на листе бумаги.
Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1) умении ощущать движения мышц;
2) достаточной эластичности мышц;
З) достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;
4) осознанном выполнении движений;
5) достаточном зрительно-моторном контроле.
Все эти условия взаимосвязаны. Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, т. е. эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами, удерживающими ручку во время процесса письма. В свою очередь, сигналы из коры головного мозга для выполнения движений пальцами подаются только при непрестанном сосредоточении мысли, т. е. осознано.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль, 1997) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5-летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье, рисование, пальчиковая гимнастика, выполнение которой сопровождается стихотворной речью.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М. М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку владел зрительномоторной координацией.
Тригер Р. Д. и Владимирова Е. В. в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т. д., таким образом, обосновывая подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному.
Укрепление мелких мышц пальцев через обучение детей дошкольного возраста облегчит первое время обучения в школе, но и будет способствовать формированию красивого почерка, повысит уровень развития, внимания, памяти, умственной деятельности и интеллекта. Поэтому задачей педагогов в дошкольных учреждениях является приложение максимума усилий, чтобы уровень всесторонней готовности детей к школе был высоким.
В. А. Сухомлинский писал, что искорки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Очень важно подготовить руку к работе.
КОМПЛЕКС МЕР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ РУК И РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми чтобы развить ручную умелость?
— Запускать пальцами мелкие волчки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Проводить пальчиковую гимнастику.
— Штриховки
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Шить, вязать на спицах.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать.
— Резать ножницами.
— Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).
К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук, К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Играйте и занимайтесь с ребёнком, это не только принесёт ему радость и удовольствие, но и поможет развить его мелкую моторику и подготовить руку к письму.