Любовь Шуянова
Родительское собрание «Умеем ли мы общаться с нашими детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа «Смешарики»
Воспитатель: Шуянова Любовь Валентиновна
3 апреля 2019 года
Цели:
- выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
- формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;
- повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей;
- разработка основных правил семейного воспитания.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Умеем ли мы общаться с нашими детьми“» размещена в разделах
- способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: деловая игра
Участники собрания : воспитатель Шуянова Л. В. ; психолог Соболева А. М.
Предварительная работа
1. Оформление плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей:
«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете - характер, посейте характер-им вы пожнете судьбу» (Уильям Теккереп).
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В. Белинский).
«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» (Л. Бетховен).
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу. Дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием
человечности» (В. А. Сухомлинский).
2. Презентация «Деловая игра: «Семейный корабль «Счастье». Путешествие».
Оборудование: проектор, компьютер, презентации «Деловая игра», экран. На каждый экипаж: 2 листа бумаги, фломастеры, спички,.
Ход собрания:
Все присутствующие делятся на экипажи (по 5-6 человек) и сидят за отдельными столами.
Вступительное слово ведущего:
- Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о том, как нужно правильно общаться с ребенком, чтобы не навредить ему, сделать его своим другом и гармонично развивающейся личностью.
Тема нашего собрания : «Умеем ли мы общаться с нашими детьми?»
Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться своим семейным опытом.
Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга (игра с родителями на общение, на психологический настрой «Подари свою улыбку…», пожелаем, чтобы наша встреча прошла в теплой доверительной атмосфере.
Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный корабль, только на котором каждый человек может быть счастлив и всегда должен возвращаться сюда с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, показать свой интеллект, умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию.
Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам поиграть. Мы отправимся в путешествие на корабле под названием «Счастье»
Пока наш корабль готовится в отплытию, я приглашаю вас в зал ожидания порта «Смешарики» :
«Уважаемые пассажиры! Мы предлагаем вашему вниманию программу, которая скрасит время ожидания и приглашаем вас посмотреть ролик «Я есть»
Обсуждение с психологом:
Все мы знаем, что такое разговор. А разговор с ребенком? С подростком? Как он происходит? Обычно один говорит, а другой… нетерпеливо ждет своей очереди сказать (если не перебивает). А слушают на самом деле очень не многие. Хотя именно это действие — залог успеха и в делах, и в личных отношениях! Правда, слушать правильно и слышать нужное — это целое искусство. Но можно научиться.
Хочу предложить вашему вниманию мини-тест «Самоанализ моих отношений с ребенком»
Тест
Положите руки на стол и сожмите кулаки. На каждый положительный ответ на мое утверждение выбрасывайте палец.
- вы даете оценку ребенку. Например, «Какой ты неуклюжий» и т. п.
- вы часто делаете ребенку замечания
- вы отвечаете на вопрос ребенка: «Отстань. Не знаю»
- вы отвечаете на просьбу помочь: Мне некогда, сам делай
- вы одергиваете ребенка при посторонних
- вы ругаете ребенка за плохие оценки
- вы покупаете ребенку то, что просит, лишь бы отстал
- вы говорите ребенку: «Ну в кого ты такой уродился. Вот я….»
- если ребенок расстроен вашим поведением, вы говорите ему: «Я это делаю ради тебя»
- вы говорите ребенку: «От тебя одни неприятности»
Теперь проведите самоанализ. Сколько пальцев вы выбросили? Если все более 5– ваш ребенок в опасности!
«Что нам мешает слушать ребенка?» .
Ответ: Родители слушают, но понимают относительно своей жизненной позиции, устоев и морали.
Родителям нужно учиться общаться с детьми. Слышать ребенка – это наука. Никогда не стоит отчаиваться и стараться исправить ситуацию, а не закрывать на проблему глаза.
Учимся слышать своего ребенка
Правила активного слушания:
1. Разговаривать лицом друг к другу
2. Дать ребенку обратную связь:
а) задать уточняющие вопросы (ты решил.)
б) назвать чувства ребенка (. и ты обиделся.)
3. Держать паузу! (молчать после каждой реплики)
4. Полезно повторить ребенку то, что вы услышали от него. Обозначить его чувства.
12 помех на пути активного слушания
1. Приказы, команды: Убери! Вынеси ведро! В кровать! Замолчи! Сейчас же перестань!
2. Предупреждения, угрозы: Если ты не прекратишь. Еще раз это повторится.
3. Мораль, нравоучения: Ты обязан вести себя хорошо. Каждый человек обязан.
4. Готовые решения, советы: По-моему, нужно извиниться. А ты возьми и скажи. Я бы.
5. Доказательства, логика: Пора бы знать, что. Сколько раз тебе говорили, что.
6. Критика, обвинения: Вечно ты опаздываешь. Все из-за тебя! Сделал не так.
7. Похвала, оценка: Ты у меня самая красивая. Молодец! Ты — гений!
8. Обзывание, высмеивание: Плакса-вакса! Дубина! Лентяй! Не будь лапшой!
9. Догадки, интерпретации: Я знаю, почему ты. Я вижу тебя насквозь.
10. Расследования: Нет, ты все-таки скажи. Ну, почему ты молчишь? Опять.
11. Уговоры, увещевания: Не обращай на него внимания. Успокойся, это не важно.
12. Уход от разговора: Не до тебя! Отстань! Мне когда. Подумаешь.
3 выгоды активного слушания
1. Ослабнет отрицательное переживание Дайте ребенку высказаться, выплеснуть эмоции. Слушайте не только слова, но и то, как эти слова сказаны. Мы часто не обращаем внимание на эмоции, а они бывают дороже слов. Обращайте внимание на выражение лица, жесты ребенка,— это поможет понять его правильно. Услышать, что именно в разговоре его волнует больше и на что соответственно вам нужно обратить больше внимания.
2. Ребенок начнет рассказывать о себе все больше.
Слушайте ребенка, ничего не додумывая и ничего не предполагая. Не ради того, чтобы согласиться или не согласиться, поверить или не поверить в то, что он говорит. Слушайте, чтобы понять. И тогда узнаете даже больше того, что хотели бы знать. И обезопасите себя от досадных ошибок.
• Подбадривайте и одобряйте ребенка. Это создаст благоприятную атмосферу для общения. Показывайте интерес к беседе, это первый шаг к взаимопониманию. Это создаст между вами более близкие отношения.
• Если что-то непонятно, спрашивайте. Многие не задают вопросов, боясь показаться несведущими в теме разговора. Напрасно. Спрашивая, вы опять же выкажете интерес к словам ребенка, а значит, и к нему самому.
3. Он сам продвигается в решении своей проблемы.
Не давайте советов, пока не попросят.
Даже если ребенок не прав, сначала дослушайте его до конца. Иногда ребенок, высказывая какие-то аргументы, сам начинает осознавать их слабость. Дайте ему время на такое осознание, и ему будет легче согласиться с вашими доводами. А вам легче будет его убедить. Кроме того, чем больше «слабых мест» в его рассуждениях вы услышите, тем весомее будут ваши контраргументы. С другой стороны, вы ведь и сами можете понять, что не правы. А поспешишь — людей насмешишь.
• У каждого из нас есть потребность чувствовать свою значимость. Используйте эту потребность в беседе. Слова «Я хотела бы с тобой посоветоваться», «Мне очень важно твое мнение» способны творить чудеса.
Потренируйтесь в изменении своих моделей мышления, речи поведения, и изменится поведение и жизнь вашего ребенка.
Главное чудо в жизни – изменение себя!
Вот теперь, когда мы подготовились к путешествию, можно отправляться в плавание.
Каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. Представьте себе, что сейчас мы отправимся в путешествие по Радужному морю на семейном корабле под названием «Счастье».
А чтобы не сбиться с курса, внимательно рассмотрим карту (слайд № 3).
Задание 1: мы подплываем к заливу «Интеллектуалы».
Как известно (слайд № 4, «интеллект» - латинское слово, означает «понимание», «рассудок», «ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Семья и взаимопонимание». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
СЕМЬЯ – это…
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это…
(Чтение семейной энциклопедии)
- Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю (слайд № 5.)
Советский энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова: «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».
Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «взаимное понимание и согласие».
Задание 2: за этим разговором мы прибыли на остров «Воспитание» (слайд 6).
Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 5 минут, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.
Ситуация № 1:
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2:
Дима и Саша, дружили, но только в детском саду. Родители запрещали Диме приводить Сашу домой, встречаться и играть вместе на улице. Мама считала, что Саша развит не по возрасту, часто грубит, дерется, одним словом, может научить лишь плохому. А Дима доказывал, что Саша хороший мальчик, он защищает его в детском саду и никогда не обижает младших и девочек.
Ваш выход из этой ситуации.
Ситуация № 3:
Полина рассказала маме по секрету, что ей нравится в группе мальчик Вова. Мама, конечно отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над девочкой, мол куда ты, нос не дорос. Побольше бы сидела лучше с книжками, буквы поучила бы, цифры. Вечером мама при всех рассказала отцу о секрете дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже больше и не слышал!»», - бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?
Задание 3: сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти) риф «Общение» (слайд 7). Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
Времени у вас 3 минуты.
ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Задание 4: мы подплыли к полуострову «Отношения» (слайд 8).
Можно много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове. Но лучше это мы выразим в рисунках. Вам предстоит изобразить взаимоотношения членов семьи с помощью явлений природы и объяснить ваш рисунок. Время – 3 минуты.
Задание 5: мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение» (слайд 9).
Внимание! Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость, я тебя умоляю, возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».
- Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута.
Закончить нашу встречу хочется словами (слайд10) :
«Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека».
- Спасибо всем участникам за полезное общение.
Рефлексия:
А сейчас я хочу зажечь «свечу мудрости» (зажигает свечу). Каждый из вас, передавая свечу стоящему рядом, поделится своими впечатлениями о нашей встрече.
1. После этой встречи я задумался …
2. С этой встречи я возьму …
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!