Юлия Коробова
Консультация для родителей «Роль логопеда в ДОУ»
Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка – это не только средство коммуникации, но и важный показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель-логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Публикация «Консультация для родителей „Роль логопеда в ДОУ“» размещена в разделах
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД?
В первую очередь логопед осуществляет работу по следующим направлениям:
1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)
2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.
Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на групповых занятиях.
Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно
I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям.
II. Этап постановки звука.
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р, на звук Л, он может сказать: Ехал Глека челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.
Сроки коррекционной работы зависят:
-индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;
-уровня развития психических процессов;
-регулярности посещения занятий;
-участия родителей в коррекционном процессе;
-степени сложности речевого нарушения.
К сожалению у нас много детей, которые или опаздывают в речевом развитии, либо у них есть нарушения в речи, что туда входит это неправильное звукопроизношение и т. п. ,
Чтобы попасть к логопеду в ДОУ, мы должны записать и обследовать вашего ребенка на ПМПк, что это такое. ПМПк –это психолого-медико-педагогический консилиум, он существует у нас в детском саду, в его состав входят заведующий, воспитатель, учитель –логопед, старшая медсестра.
Задача ПМПк –это раннее выявление и обследование ребенка, имеющие особенности в речевом развитии, психофизиологических особенностей, и создание педагогических условий.
Далее для уточнения диагноза мы направляем, МПК.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?
«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей : не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т. п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».
Спасибо за внимание!