Чудакова Любовь
Родительское собрание-практикум в группе раннего возраста «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ПРАКТИКУМ
Тема: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
Цель: формирование у родителей представления о взаимосвязи развитие мелкой моторики рук и речи детей.
Задачи:
- создать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Публикация «Родительское собрание-практикум в группе раннего возраста „Влияние мелкой моторики на развитие речи детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
- расширить и систематизировать практическую деятельность по данному направлению.
Повестка:
1. Сообщение на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
2. Пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, потешек, народных сказок.
3. Игра – соревнование «Чьи пальчики быстрее?»
4. Творческая выставка «Нетрадиционное оборудования для развития мелкой моторики»
Подготовительная работа.
• Брошюры-памятки для родителей «Любимые пальчиковые игры и упражнения»
• Организация выставки: «Нетрадиционное оборудования для развития мелкой моторики»
• Папка-передвижка: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Участники:
1. Воспитатели
2. Родители
Организационная часть.
Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставкой, садятся на стулья.
Воспитатель:
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»
Угадайте, как их звать (Пальцы)
Действительно, это пальцы. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее развитию мелкой моторики рук у ребенка.
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (писать, рисовать).
Значение мелкой моторики очень велико! Оно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев. Которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки. Застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.
Способы развития мелкой моторики.
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос родителям: знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (обмен мнениями)
Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
«Капуста»
(говорить ритмично)
Мы капусту рубим, рубим.
(руками показываем, как мы рубим капусту)
Мы морковку трем, трем
(руками показываем, как мы трем морковку)
Мы капусту солим, солим
(пальчики щепоткой – солим)
Мы капусту мнем, мнем
(руками «мнем» капусту)
2. Шнуровки – застежки – это следующий вид игрушек развивающих мелкую моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки из разного материала, размера, цвета и формы. Их можно сделать своими руками
(предлагается родителям сделать шнуровки – застежки 1-2 шт)
3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами – пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цветы, форме и тд.
Вопрос родителям: как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (обмен мнениями)
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
- рисование карандашами. Именно карандашами, а не красками или фломастером «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилие для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того чтобы провести линию, той или иной толщины.
- мозайка, пазлы, конструктор
- сматывание цветных никто в клубок
- игры-инсценировки с пальчиковым театром.
- застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок – хорошая тренировка для пальцев
- сухой бассеин – используется для одновременного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите любую емкость, наполните ее горохом или фасолью, положите различные мелкие предметы.
И самое главное, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь и конечно быть терпеливым и спокойным.
Методическая литература:
1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи»
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику»
4. Черенкова Е., «Развивающие игры с пальчиками»
5. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь»
Решение собрания:
1. Уделить должное внимание развитию речи ребенка – больше общаться, заучивать короткие стишки, читать сказки, потешки
2. Поощрять в семье занятия ребенка играм с мозайкой, сенсорными эталонами способствующим развитию мелкой моторики рук.