Житкова Наталья Павловна
Развивающее влияние мелкой моторики на развитие аналитических способностей и речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится
на кончике
его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Публикация «Развивающее влияние мелкой моторики на развитие аналитических способностей и речи детей» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Значение развития мелкой моторики
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Если развитие движений пальцев
соответствует возрасту ребенка,
то и речевое развитие его будет в пределах нормы;
если же развитие движений пальцев отстает,
задерживается и развитие речи.
М. М. Кольцова
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку ; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам также интересно разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. В связи с этим родителям детей раннего возраста предлагаем принять участие в совместном проекте по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
Задачи совместного проекта: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики, развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Предполагаемый результат: Усовершенствована предметно – развивающая среда; Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Существуют следующие принципы работы с детьми: Принципы доступности и индивидуальности. Принципы последовательности и систематичности. Принцип связи с жизненным опытом. Принцип наглядности
Для плодотворной работы необходимо подобрать разнообразные игры и пособия по развитию мелкой моторики : игры с пальчиками; массаж пальцев и кистей рук; игры с разными материалами: поролоном, тестом итд ; игры с предметами-игрушками. игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
При этом развивающая среда в группе должна соответствовать основным требованиям: -доступность; - динамичность; - эстетичность. В группе созданы благоприятные условия для развития мелкой моторики, имеются бизиборды, это развивающие доски с замочками и кнопочками для малышей, созданы своими руками. Дети с удовольствием играют, тренируются на бизибордах. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей,
положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга,
а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.