Ирина Клюева
Родительское собрание по трудовому воспитанию в младшей группе «Как воспитать помощника»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением работы нашего детского сада в текущем учебном году является трудовое воспитание дошкольников. Поэтому тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Как воспитать помощника».
Публикация «Родительское собрание по трудовому воспитанию в младшей группе „Как воспитать помощника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Многие со мной согласятся, что современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет).
Нередко воспитатели и родители, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.
4. В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.
А в свою очередь, трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления- ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.
Давайте разберем с вами одну педагогическую ситуацию:
Илюша (3 г.) с усердием натягивает колготы, Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий, колготы почти надеты, но. наизнанку. Малыш конечно этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, эту "бесцельную возню" быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: -Сам!-Сам!-Сам! - Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам"!.
Давайте подумаем, - Правильно ли поступила мать? Почему? Как расценивать детское " Я сам!"
- Что делает ваш ребёнок сам? - В каком возрасте нужно начинать обучение труду? (обсуждение, высказывание мнений)
В детском " Я сам!" проявляется стремление к самостоятельности. Трудовое воспитание надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносит " Я сам!". Если постоянно тормозить это желание, дети вырастают пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они будут ждать, что за них всё сделают взрослые. Если вы не хотите этого для ваших детей, возьмите себе за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам.
Будет очень хорошо, если малыш уже с ранних лет будет иметь какие-то свои обязанности. Все его заслуги и старания должны объективно оценивать родители, поскольку это повлияет на его дальнейшие неудачи и успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и он так же, как и все должен принимать в этом участие. Если ребенок почувствует это, то у него будет развиваться чувство ответственности. Труд будет оказывать на него воспитательное воздействие. Не забывайте подчеркивать важность проделанной работы. От этого ребенок будет лишь гордиться собой.
В детском саду воспитание трудолюбия у детей идет по следующим направлениям:
-самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: умывание, одевание, раздевание, аккуратный прием пищи)
-хозяйственно-бытовой труд : Этот вид труда – неотъемлемая часть повседневной жизни — заключается в создании чистоты и порядка в помещении, оказании посильной помощи взрослым.
-труд в природе : Помимо того, что занятость с природными объектами доставляет детям не мало положительных эмоций, труд в природе имеет своей целью развивать наблюдательность, любознательность, устанавливать взаимосвязь между объектами экосистемы, воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
-ручной труд (работа с бумагой, с природным материалом) : Он помогает детям получить первичную информацию о свойствах различных материалов, способах работы с ними. Ручной труд подразумевает совместное творчество родителей и ребёнка.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть видео фрагмент занятия по трудовому воспитанию «Мытье кукольной посуды».
Давайте с Вами поиграем в игру. На мольберте у нас нарисован круг – это наше солнышко, наши трудолюбивые дети.
У солнышка не хватает? Наши лучики - это ладошки, которые лежат у вас на столе. Давайте с вами на этих ладошках напишем ответ на вопрос: Как же нам с вами воспитать помощника? или может кто - то напишет свой семейный опыт воспитания трудолюбия в семье.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение, которое называется «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Воспитатель : А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Когда рождаются дети, в доме исчезает: порядок, деньги, спокойствие, отдых — и приходит Счастье! Но какими будут наши дети?
Одна очень хорошая пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте лучше себя». Давайте любить наших детей ни за что, не смотря на что, любить искренне за то, что они у нас просто есть.