Получи документы

Родительское собрание на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества»

Екатерина Ходырева
Родительское собрание на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление подготовил:

педагог-психолог МКУДО «ДДЮТ»

Ходырева Е. С.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества

Вступление

«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

слова - Всемирно известного воспитателя и педагога Антона Семеновича Макаренко

Публикация «Родительское собрание на тему: „Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества“» размещена в разделах

«Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Василий Александрович Сухомлинский создатель народной педагогики

Именно с этих известных высказываний хочу начать свое выступление посвященное теме нравственности подрастающего поколения.

Проблему нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современности. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности и циничности подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

За период дошкольного детства у детей формируются не только:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества : дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.

Но и «Социально-нравственное воспитание дошкольников», которое закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Что же сегодня мешает растить нам добрых и отзывчивых детей, владеющих знаниями норм поведения и морали, имеющих нравственные ценности?

Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают.

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка

Поэтому необходимо чтобы родители уже сегодня осознали свой долг и чувство ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери.

Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации. Таким образом, семья - это первая школа общения ребенка и основной фактор формирования его личности.

Вторая причина актуальности вопроса нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Не только мы с вами являемся активными пользователями Интернет-ресурсов, но и наши дети имеют доступ к средствам массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Интернет покорил взрослое поколение, затем соблазнил подростков и вот добрался до самых маленьких. Уже не редкость встретить трехлетнего малыша, который с легкостью управляется с гаджетом.

Да, во всемирной паутине много развивающих игр и познавательных мультфильмов. Есть там детские презентации, которые малыш смотрит с удовольствием и расширяет кругозор. Но за этими небольшими плюсами скрываются огромные минусы:

искривление осанки, падение зрения, отставание процессов развития речи, страдает мышление: все это физиологические проблемы.

Но существуют и психологические последствия использования бесконтрольного интернета:

-искажает реальность

маленький ребенок не умеет мыслить критически. Известны случаи, когда дети, представляя себя супергероями, спрыгивали с крыш домов.

Мультфильмы и виртуальные игры закладывают неправильные ценности. Теперь героями правят не добро и справедливость, а сила и хитрость. Жажда наживы и грубость занимают не последнее место. Дети больше не хотят быть космонавтами и учеными. Они хотят быть блоггерами, киллерами, не работать вообще.

-формирует жестокость

во всемирной паутине много развлечений, содержащих сцены насилия. Когда ребенок их видит регулярно, у него формируется отношение к агрессии как к нормальному, естественному проявлению черт личности. Если жестокость закладывается уже в раннем детстве, как проявит она себя в будущем никому не известно. Всемирная сеть, доказано, воспитывает жестокое поколение.

-информирует не по возрасту

на многих сайтах, независимо от тематики, размещают баннеры недетского содержания. Ребенок, лазая по веб-страницам, может случайно нарваться на «откровенные» картинки.

формирует зависимость

в детском возрасте зависимость формируется быстрее, чем во взрослом. Красивая графика, суперспособности, насыщенность спецэффектами и динамичность виртуальной реальности гипнотизируют ребенка. Время, проведенное в сети, связывается с радостью, экстримом и яркими впечатлениями. Этого достаточно, чтобы зафиксировалась устойчивая связь «интернет = удовольствие».

-влияет на нервную систему

компьютерные развлекательные игры, для какого возраста они бы не предназначались, перевозбуждают нервную систему. Эти развлечения по содержанию своему очень динамичны. В них часто присутствует эффект неожиданности, что может испугать малыша. У детей появляются необоснованные страхи. Так как психические процессы ребенка еще не сформированы, последствия могут быть непредсказуемыми.

В настоящее время медики связывают растущую гиперактивность детей с частой и резкой сменой картинок на экранах, динамичностью компьютерных игр.

Рекомендованное время пользования гаджетов (компьютеров, планшетов, айфонов) :

• до 5 лет — не более 10 минут

• 5-7 лет — до 20 минут

• 7-11 лет — до 30 минут

• 12-14 лет — до 45 минут

• 15-16 лет — до 2 часов с перерывами

Необходимо осуществление контроля за использование интернета детьми!

Контроль. Чтобы знать, чем ребенок занимается в сети, поместите компьютер таким образом, чтобы монитор был всегда на виду. Например, в проходной комнате, в прихожей.

Доступ. Существуют специальные программы ограниченного доступа, которые блокируют сайты и баннеры «недетского содержания». Даже если ребенок сделает запрос на эту тему, браузер ему выдаст краткий курс биологии. Строение органов мальчиков и девочек. Пусть развивается, раз такой любопытный.

Не могу не обратить ваше внимание на современное явление нашего общества – «Номофобия». Кратко познакомимся с этим понятием.

«Номофобия» - боязнь остаться без мобильного телефона.

«Номофобия», наряду с телефонной зависимостью, уже рассматривается врачами, как расстройство, поглощающее все больше людей. Основной признак «номофобии» звучит следующим образом: мобильное устройство является постоянным спутником человека, и он не может больше обходиться без него. Можно с уверенностью сказать, что мобильный гаджет занимает главенствующую роль в жизни человека, если:

1. телефон постоянно находится в зоне видимости

2. гаджет берут с собой даже в душ;

3. последнее, что видит человек перед сном и первое, что утром, после пробуждения — экран смартфона;

4. испытывание дискомфорта, если забыл телефон, или его необходимо выключить или убрать по каким либо причинам (например, в театре, на совещании и т. п.). Все это происходит и с нашими детьми.

Как лечить «номофобию»?

Совет один - не стоит тратить свою жизнь на постоянное пребывание «внутри» мобильного телефона.

Если все-таки закрались подозрения о наличии «номофобии», то лучше незамедлительно «переключиться» на реальную жизнь: найти новые увлечения, друзей, нагрузить себя работой, а детей посильным домашним и умственным трудом.

С какими еще проблемами могут столкнуться дети общаясь через интернет?

ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ

«Троллинг»

В современном мире интернет-технологии давно «отвоевали» большую часть жизни ребенка. Многие дети стали заменять живое общение в реальном мире виртуальным общением в Интернете. И не только для того, чтобы не чувствовать себя одинокими. Но и для того, чтобы дать волю «темной стороне» своей личности - с кем-нибудь поссориться, кого-то обидеть, кому-то отомстить. А на системном уровне - устроить троллинг (тролление) и киберунижение в виртуальном пространстве.

Термин «троллинг» появился из жаргона (сленга) участников Интернет – сообществ. За участниками Интернет сообщества, осуществляющими троллинг, утвердилось название «тролль». Этот термин пришел из сказок, в которых «тролль» был вредным и страшным персонажем. По аналогии с этим запугивающих и наносящих моральный, а иногда даже физический вред окружающим, в Интернет – сообществе стали называть «троллями».

Троллинг появился сразу же, как только появилось полноценное Интернет-общение.

В Интернете формы детского троллинга приобретают особенно жестокий вид. Суть троллинга, в общем-то, стандартная: один из участников виртуального общения сознательно провоцирует конфликт. Его задача - вызвать гнев другого участника виртуального общения, довести его практически до полной потери самоконтроля унижениями и оскорблениями, нарушая все нормы этики сетевого общения. Объект троллинга должен либо уйти с площадки, либо – что гораздо лучше – сам сбиться на неконтролируемое хамство и оскорбления.

Для троллинга Интернет – очень привлекательное место. Здесь дети (и, к сожалению, взрослые тоже) чувствуют себя почти неуязвимыми. Нарушая при этом нормы гражданского и уголовного права. Дело в том, что Интернет-тролль абсолютно уверен в своей анонимности – а, значит, и в том, что ответных санкций ему не будет. Впрочем, с анонимностью тролли очень серьезно ошибаются – и если у жертвы хватает решимости наказать обидчика, то он неожиданно для себя может очутиться в кабинете следователя. Там почему-то от «имиджа супергероя» не остается даже следа – а появляется закомплексованный и сильно испуганный ребенок отнюдь не «геройского» вида.

Психологи очень давно назвали троллинг разновидностью «психологического терроризма». Многих нормальных людей такой оголтелый хам может надолго выбить из колеи, а то и вызвать заболевания на нервной почве. Или еще хуже – довести до самоубийства, что для впечатлительных подростков очень и очень актуально.

Таким образом, получается, что для общения в Интернете любому ребенку нужна психологическая подготовка, которая позволит игнорировать – то есть «не кормить» - тролля. Умение не обращать внимания на негативные сообщения в Интернете является главным залогом успеха борьбы с троллингом.

(имеет место и коллективная травля которой подвергаются до 48% детей - интернетчиков)

И как итог хочу сказать:

Иногда самый близкий, самый изученный вами свой собственный ребенок может открыться перед вами совершенно в ином свете. Не стесняйтесь интересоваться интернет интересами своих детей, обсуждайте с ними общение в социальных сетях, наблюдайте за их поведением (особенно за подавленным состоянием, задавайте себе вопрос, хватает ли моему ребенку внимания, все ли у него в порядке. Будьте ему другом, пусть они чувствуют вашу любовь, а мы в свою очередь будем для вас помощниками в этом нелегком труде – воспитание детей.

Берегите своих детей – это самое ценное в жизни каждого из нас!

Список литературы:

1. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А. В. Акрушенко, Т. В. Каратьян, О. А. Ларина. - М. : Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.

2. Апряткина Е. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е. Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник / Т. А. Куликова. - М. : ИЦ Академия, 2000. - 232 с. С. 30.

4. Семья и личность / Под ред. проф. Е. И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. - 101 с.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребёнка» Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребенка» в старшей группе. Сегодня мы поговорим о том, вот что играют наши дети. Зачем нужна.

Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя»Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя» Настоящее время характеризуется изобилием всевозможных обучающих телепередач для дошкольников, детских компьютерных игр, анимационных.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 09:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ходырева (УИ 2054048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД