Екатерина Ходырева
Родительское собрание на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление подготовил:
педагог-психолог МКУДО «ДДЮТ»
Ходырева Е. С.
Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества
Вступление
«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
слова - Всемирно известного воспитателя и педагога Антона Семеновича Макаренко
Публикация «Родительское собрание на тему: „Социально-нравственное воспитание дошкольников в условиях развития современного общества“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
Василий Александрович Сухомлинский создатель народной педагогики
Именно с этих известных высказываний хочу начать свое выступление посвященное теме нравственности подрастающего поколения.
Проблему нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современности. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности и циничности подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
За период дошкольного детства у детей формируются не только:
а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества : дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.
Но и «Социально-нравственное воспитание дошкольников», которое закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Что же сегодня мешает растить нам добрых и отзывчивых детей, владеющих знаниями норм поведения и морали, имеющих нравственные ценности?
Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают.
Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка
Поэтому необходимо чтобы родители уже сегодня осознали свой долг и чувство ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери.
Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации. Таким образом, семья - это первая школа общения ребенка и основной фактор формирования его личности.
Вторая причина актуальности вопроса нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Не только мы с вами являемся активными пользователями Интернет-ресурсов, но и наши дети имеют доступ к средствам массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Интернет покорил взрослое поколение, затем соблазнил подростков и вот добрался до самых маленьких. Уже не редкость встретить трехлетнего малыша, который с легкостью управляется с гаджетом.
Да, во всемирной паутине много развивающих игр и познавательных мультфильмов. Есть там детские презентации, которые малыш смотрит с удовольствием и расширяет кругозор. Но за этими небольшими плюсами скрываются огромные минусы:
искривление осанки, падение зрения, отставание процессов развития речи, страдает мышление: все это физиологические проблемы.
Но существуют и психологические последствия использования бесконтрольного интернета:
-искажает реальность
маленький ребенок не умеет мыслить критически. Известны случаи, когда дети, представляя себя супергероями, спрыгивали с крыш домов.
Мультфильмы и виртуальные игры закладывают неправильные ценности. Теперь героями правят не добро и справедливость, а сила и хитрость. Жажда наживы и грубость занимают не последнее место. Дети больше не хотят быть космонавтами и учеными. Они хотят быть блоггерами, киллерами, не работать вообще.
-формирует жестокость
во всемирной паутине много развлечений, содержащих сцены насилия. Когда ребенок их видит регулярно, у него формируется отношение к агрессии как к нормальному, естественному проявлению черт личности. Если жестокость закладывается уже в раннем детстве, как проявит она себя в будущем никому не известно. Всемирная сеть, доказано, воспитывает жестокое поколение.
-информирует не по возрасту
на многих сайтах, независимо от тематики, размещают баннеры недетского содержания. Ребенок, лазая по веб-страницам, может случайно нарваться на «откровенные» картинки.
формирует зависимость
в детском возрасте зависимость формируется быстрее, чем во взрослом. Красивая графика, суперспособности, насыщенность спецэффектами и динамичность виртуальной реальности гипнотизируют ребенка. Время, проведенное в сети, связывается с радостью, экстримом и яркими впечатлениями. Этого достаточно, чтобы зафиксировалась устойчивая связь «интернет = удовольствие».
-влияет на нервную систему
компьютерные развлекательные игры, для какого возраста они бы не предназначались, перевозбуждают нервную систему. Эти развлечения по содержанию своему очень динамичны. В них часто присутствует эффект неожиданности, что может испугать малыша. У детей появляются необоснованные страхи. Так как психические процессы ребенка еще не сформированы, последствия могут быть непредсказуемыми.
В настоящее время медики связывают растущую гиперактивность детей с частой и резкой сменой картинок на экранах, динамичностью компьютерных игр.
Рекомендованное время пользования гаджетов (компьютеров, планшетов, айфонов) :
• до 5 лет — не более 10 минут
• 5-7 лет — до 20 минут
• 7-11 лет — до 30 минут
• 12-14 лет — до 45 минут
• 15-16 лет — до 2 часов с перерывами
Необходимо осуществление контроля за использование интернета детьми!
Контроль. Чтобы знать, чем ребенок занимается в сети, поместите компьютер таким образом, чтобы монитор был всегда на виду. Например, в проходной комнате, в прихожей.
Доступ. Существуют специальные программы ограниченного доступа, которые блокируют сайты и баннеры «недетского содержания». Даже если ребенок сделает запрос на эту тему, браузер ему выдаст краткий курс биологии. Строение органов мальчиков и девочек. Пусть развивается, раз такой любопытный.
Не могу не обратить ваше внимание на современное явление нашего общества – «Номофобия». Кратко познакомимся с этим понятием.
«Номофобия» - боязнь остаться без мобильного телефона.
«Номофобия», наряду с телефонной зависимостью, уже рассматривается врачами, как расстройство, поглощающее все больше людей. Основной признак «номофобии» звучит следующим образом: мобильное устройство является постоянным спутником человека, и он не может больше обходиться без него. Можно с уверенностью сказать, что мобильный гаджет занимает главенствующую роль в жизни человека, если:
1. телефон постоянно находится в зоне видимости
2. гаджет берут с собой даже в душ;
3. последнее, что видит человек перед сном и первое, что утром, после пробуждения — экран смартфона;
4. испытывание дискомфорта, если забыл телефон, или его необходимо выключить или убрать по каким либо причинам (например, в театре, на совещании и т. п.). Все это происходит и с нашими детьми.
Как лечить «номофобию»?
Совет один - не стоит тратить свою жизнь на постоянное пребывание «внутри» мобильного телефона.
Если все-таки закрались подозрения о наличии «номофобии», то лучше незамедлительно «переключиться» на реальную жизнь: найти новые увлечения, друзей, нагрузить себя работой, а детей посильным домашним и умственным трудом.
С какими еще проблемами могут столкнуться дети общаясь через интернет?
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
«Троллинг»
В современном мире интернет-технологии давно «отвоевали» большую часть жизни ребенка. Многие дети стали заменять живое общение в реальном мире виртуальным общением в Интернете. И не только для того, чтобы не чувствовать себя одинокими. Но и для того, чтобы дать волю «темной стороне» своей личности - с кем-нибудь поссориться, кого-то обидеть, кому-то отомстить. А на системном уровне - устроить троллинг (тролление) и киберунижение в виртуальном пространстве.
Термин «троллинг» появился из жаргона (сленга) участников Интернет – сообществ. За участниками Интернет сообщества, осуществляющими троллинг, утвердилось название «тролль». Этот термин пришел из сказок, в которых «тролль» был вредным и страшным персонажем. По аналогии с этим запугивающих и наносящих моральный, а иногда даже физический вред окружающим, в Интернет – сообществе стали называть «троллями».
Троллинг появился сразу же, как только появилось полноценное Интернет-общение.
В Интернете формы детского троллинга приобретают особенно жестокий вид. Суть троллинга, в общем-то, стандартная: один из участников виртуального общения сознательно провоцирует конфликт. Его задача - вызвать гнев другого участника виртуального общения, довести его практически до полной потери самоконтроля унижениями и оскорблениями, нарушая все нормы этики сетевого общения. Объект троллинга должен либо уйти с площадки, либо – что гораздо лучше – сам сбиться на неконтролируемое хамство и оскорбления.
Для троллинга Интернет – очень привлекательное место. Здесь дети (и, к сожалению, взрослые тоже) чувствуют себя почти неуязвимыми. Нарушая при этом нормы гражданского и уголовного права. Дело в том, что Интернет-тролль абсолютно уверен в своей анонимности – а, значит, и в том, что ответных санкций ему не будет. Впрочем, с анонимностью тролли очень серьезно ошибаются – и если у жертвы хватает решимости наказать обидчика, то он неожиданно для себя может очутиться в кабинете следователя. Там почему-то от «имиджа супергероя» не остается даже следа – а появляется закомплексованный и сильно испуганный ребенок отнюдь не «геройского» вида.
Психологи очень давно назвали троллинг разновидностью «психологического терроризма». Многих нормальных людей такой оголтелый хам может надолго выбить из колеи, а то и вызвать заболевания на нервной почве. Или еще хуже – довести до самоубийства, что для впечатлительных подростков очень и очень актуально.
Таким образом, получается, что для общения в Интернете любому ребенку нужна психологическая подготовка, которая позволит игнорировать – то есть «не кормить» - тролля. Умение не обращать внимания на негативные сообщения в Интернете является главным залогом успеха борьбы с троллингом.
(имеет место и коллективная травля которой подвергаются до 48% детей - интернетчиков)
И как итог хочу сказать:
Иногда самый близкий, самый изученный вами свой собственный ребенок может открыться перед вами совершенно в ином свете. Не стесняйтесь интересоваться интернет интересами своих детей, обсуждайте с ними общение в социальных сетях, наблюдайте за их поведением (особенно за подавленным состоянием, задавайте себе вопрос, хватает ли моему ребенку внимания, все ли у него в порядке. Будьте ему другом, пусть они чувствуют вашу любовь, а мы в свою очередь будем для вас помощниками в этом нелегком труде – воспитание детей.
Берегите своих детей – это самое ценное в жизни каждого из нас!
Список литературы:
1. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А. В. Акрушенко, Т. В. Каратьян, О. А. Ларина. - М. : Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.
2. Апряткина Е. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е. Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.
3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник / Т. А. Куликова. - М. : ИЦ Академия, 2000. - 232 с. С. 30.
4. Семья и личность / Под ред. проф. Е. И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. - 101 с.