Татьяна Кривоногова
Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра в жизни ребенка» в старшей группе.
Сегодня мы поговорим о том, вот что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны?
Публикация «Родительское собрание на тему „Игра в жизни ребёнка“» размещена в разделах
Почему мы предлагаем вам поговорить об этом? Да потому что, наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невесёлые, агрессивные.
Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух для детской жизни старших поколений!
Где они – салки, жмурки, лапта, городки и прочие детские шалости?
Все они вместе со считалками, песенками, закличками, величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.
Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? (высказывания родителей)
Игра – дело серьёзное! Воспитание ребёнка происходит, прежде всего, в игре!
Обратите внимание на мольберт, на котором помещён девиз нашего собрания : «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький)
Вы видите здесь следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие», это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляется столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием! Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры!
Как вы думаете для чего нужна игра ребёнку? Чему она учит? (высказывания родителей)
Я с вами согласна!
1. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов»
2. Игра – это труд, требующий усилий. В игре они преодолевают иногда серьёзные трудности, тренируют свои силы ловкость, развивая способности и ум.
3. Игра – школа произвольного поведения! Заставьте ребёнка стоять смирно, он не простоит и 2-х минут, но, если это игра «Море волнуется…» ребёнок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
4. Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка или игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями (доброте, отзывчивости, честности).
Игра воспитывает нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, развитие любознательности, идёт активизация словаря. Позитивный настрой игры помогает сохранить бодрое настроение!
Анализ результатов «Незаконченное предложение» (анкетирование родителей и детей)
Обучение родителей правилам организации игр (памятки).
Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность, другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры - эстафеты, третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры) и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общин правила.
Памятка для родителей с советами по проведению игр (каждому родителю)
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось.».
Игра детей неотделима от игрушек. Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для детских игр. Очень многое зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек! Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.
Экскурсия по групповой комнате
1. Сюжетные, или образные, игрушки-куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребёнок во время игры как бы одушевляет её, разговаривает с ней, доверяет ей свои тайны, проявляет о ней заботу. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
2. Технические игрушки, которые больше входят в жизнь : транспорт, конструкторы – развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
3. Спортивно-моторные игрушки способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
4. Театральные игрушки – служат целями эстетического воспитания, развития речи, воображения (варежковый театр)
5. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы и т. д.
6. Дидактические игры - с помощью которых дети знакомятся с различными понятиями: формой, цветом, величиной – мозаика, игрушки-головоломки, пазлы, лото. Они воспитывают необходимые качества – сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, развитие мелкой моторики.
Критерии выбора игрушек
Нужны детям:
1. Соответствующие возрасту: не покупайте «на вырост» - малышам каталки и кубики, конструкторы и пазлы – 5-леткам. К чересчур сложной и непонятной игре ребёнок быстро потеряет интерес, а то и сломает.
2. Гармоничные: кукла должна быть с пропорциональными частями тела, приятными чертами лица, зайцы – белые или серые, крокодилы – зелёные, но никак не наоборот, звери должны быть похожи на себя, а не на инопланетные гибриды.
3. Не сковывающие фантазию: не гонитесь за радиоуправляемыми машинками, говорящими куклами. Ребёнку важно, чтобы он сам изображал водителя или говорил за куклу.
4. Соответствующие интересам самого ребёнка : родителей привлекает цена, внешняя красота, описанное развивающее значение, а ребёнку надо : похожа на любимого сказочного героя; такая же, как у друга.
Не нужны детям:
Слишком реалистичные: сейчас много таких кукол-зверюшек, сделанных с излишними физиологическими подробностями. У некоторых можно даже отстегнуть часть тела и узнать, как там устроено внутри (бывают даже беременные куклы). Психологи уверены, что для детской психики это вредно, а для более старших есть энциклопедии.
В конце нашего собрания хотелось бы добавить, что игра не доведёт до добра, если её пустить на самотёк. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир.
Ребёнок очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были дети!