Светлана Буслова
Родительское собрание «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать
«Фонематический слух-основа правильной речи»
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его развитие, тем счастливее его детство. А для любой деятельности необходимы коммуникативные способности, т. е. развернутая речь.
Публикация «Родительское собрание „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей и таким образом, служит «активным и могучим средством всестороннего развития личности ребенка».
Новые школьные программы предъявляют все большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада и логопедических занятий входит развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных недочетов (картавости, шепелявости и т. п.). Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Важно помнить, что неразвитая речь может способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении, а так же может помешать хорошо подготовить ребенка к обучению в школе.
Развитая речь состоит из 5 компонентов языковой системы:
1) правильное звукопроизношение
2) богатый словарный запас
3) правильный грамматический строй
4) развитый фонематический слух
5) сформированное фонематическое восприятие
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на 2 компонента языковой системы, неразрывно связанных между собой – это фонематический слух и фонематическое восприятие.
Расскажу вам о том, что это такое, в чем выражается, как влияет на обучение в школе и с помощью каких игр и упражнений можно развивать фонематический слух и восприятие.
Начнем с фонематического слуха – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух у детей развивается спонтанно к 2 годам. Происходит сбой в развитии ф. с., если ребенок в этот период времени был соматически ослаблен (часто болел, особенно простудными заболеваниями дающими осложнение на уши. Так же сбой может произойти, во внутриутробном периоде развития ребенка (в тот период времени, когда закладывается мозг). И во время родов, если у ребенка происходит родовая травма или асфиксия. А так же если вовремя не формировать правильное звукопроизношение.
Но не путайте фонематический слух с физиологическим слухом (это разные вещи). Физиологический слух позволяет нам слышать шумы, голоса, музыкальные инструменты.
И так, если у ребенка нарушен фонематический слух, то он:
- не различает пары или группы звуков (па-ба-па, па-та-ка)
- заменяет одни звуки другими (р – л, ш – с)
- смешивает звуки (в одних словах произносит правильно, в других, тот
же звук - неправильно)
- нарушается слоговая структура слова (вместо велосипед – сипед)
- нарушается звуконаполняемость слов (ребенок может добавлять лишние звуки в слово или пропускать их).
Если фонематический слух не развивать, то речь у таких детей будет смазанная, неразборчивая. В школе на письме они будут заменять одни буквы другими, не дописывать окончания слов, пропускать буквы или писать в слове лишние т. к. письменная речь строится на основе устной.
Вся система логопедической работы по развитию фонематического слуха состоит из 6 этапов.
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа или развитие фонематического восприятия.
Я не буду рассказывать про все этапы это очень долго, мы затронем некоторые из них.
И так с помощью каких же игр и упражнения можно развивать фонематический слух?
Например, чтобы развить способность узнавать и различать неречевые звуки на первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? и т. д. Затем дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, из зала и т. д. (ДОМА).
Или можно поиграть в игру «Угадай что звучит?» расставить на столе несколько предметов (или звучащих игрушек) манипулируя этими предметами (стучите карандашом о стакан, гремите коробкой с кнопками, погремушкой и т. д.) предлагаете ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет (игра с родителями за ширмой).
Все эти игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.
На 2 этапе нужно учить различать высоту голоса. Это можно делать на примере сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок».
Силу голоса можно развивать, играя в такие игры как «Кто кричит?», «Поезд»
Тембр голоса ребятам нравится развивать в игре «Угадай кто зовет»
Затем дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
а) Вы показываете ребенку картинку или произносите любое слово и громко, четко называете его. Затем объясняете: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, то хлопни в ладоши (топни ногой, подними руку и т. д.). Особенно хорошо играть со словами где есть звуки, которые ребенок произносит неправильно (игра с родителями «Бумага- пумага-бумака»).
б) Следующая игра «Подбери пару» произносится пары слов, отличающихся одним звуком (Тапка – шапка, лук - сук, пел – мел, салат – халат и т. д.) и просите ребенка рассказать, что такое тапка, а что такое шапка. Тем самым вы увидите понимает ли ребенок сказанное вами слово и научите прислушиваться к речи окружающих, т. к. неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение (игра с родителями «Подбери пару»).
На следующем этапе нужно научить ребенка различать слоги. Начинать это развитие нужно с такой игры:
а) Вы произносите несколько слогов, например на-на-па-на. А ребенок должен определить какой слог здесь лишний.
Затем учат детей различать звуки родного языка. Например вы даете ребенку несколько предметов, произносите один, два или три гласных звука, например: а, ау, иоу, а ребенок откладывает столько предметов сколько звуков вы навали. И так же с согласными.
Это игры развивающие фонематических слух.
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
В отличии от фонематического слуха фонематическое восприятие необходимо развивать. И начинать его нужно развивать с 5 лет.
Что это значит развивать фонематическое восприятие - это значит учить детей:
- определять количество звуков в слове;
- определять последовательность звуков в слове;
- определять количество слогов в слове;
- уметь определять место положения звука в слове (в начале, середине, в конце) (Игра с родителями «Найди домик», «Сделай свой коврик красивым).
Наряду с играми и упражнениями, которые описаны в литературе, сейчас в развивающем обучении все чаще применяются компьютерные технологии. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л,С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Поэтому с нового учебного года я решила использовать в своей работе компьютерные игры для развития речи детей. Одну из них хочу показать вам. (Показ компьютерной игры).
И в заключении хочу вам сказать, что если работу по обучению правильному произношению звуков может осуществлять только логопед, то задания по развитию фонематического слуха дети могут выполнять под руководством родителей.
Спасибо за внимание.