ЗИНАИДА НЕГРУ
Родительское собрание для первой младшей группы «Девочки и мальчики-два разных мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка собрания :
1. Что такое гендерное воспитание.
2. Мальчики и девочки - два разных мира.
3. Особенности мальчиков и девочек.
4. Разное.
Публикация «Родительское собрание для первой младшей группы „Девочки и мальчики-два разных мира“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда. Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье.
Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.
До чего девчонки все же
На мальчишек не похожи :
Ленты, банты, всякий хлам
И секреты по углам. (В. Лейкин)
Очень долго, начиная с советских времен, на данную проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети-младенцы, дети-дошкольники, школьники и т. д.
В той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по-разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.
Вопросы родителям :
-Воспитывая девочек, вы стараетесь, чтобы они были какими?
(Мягкими, уступчивыми, отзывчивыми, аккуратными, нежными, красивыми.)
-Какими вы хотите видеть мальчиков? (Смелыми, решительными, твердыми, защитниками, рыцарями.)
С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Малыша учат, что означает быть мальчиком или девочкой, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Как воспитать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе.
2. Мальчики и девочки - два разных мира.
Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка. Далее, с 4—5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Если б я мальчишкой стала,
Я бы тут же перестала
Злиться, вредничать, скучать,
Обзываться, хныкать, спорить,
Маму с бабушкою ссорить
И мальчишек поучать. (В. Лейкин)
На первый взгляд, кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики или девочки. Но это не так, в 3 года многие малыши не могут четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми в детском саду мы говорим: «Пусть похлопают в ладоши мальчики» — обязательно в ладоши похлопают и несколько девочек, и наоборот.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях, чем у девочек.
Вопрос родителям :
— Как вы думаете, с чем это связано?
(Воспитатель выслушивает ответы родителей и подводит итог сказанному.)
Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда становится менее привлекательным, и ребенок лишается возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Часто мы говорим ребенку, осуждая его за какой-либо проступок: «Так мальчики себя не ведут!» или «Ну какая же ты девочка!»
Как же к этому относятся сами дети? А дети не видят в этом ничего плохого. Ну и что такого, что девчонки подрались, ну подумаешь, мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты. Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.
Как заметить, что у ребенка еще не сформировалось понимание того, кто он — мальчик или девочка? Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить некоторые признаки, связанные с его поведением:
- стремится быть с взрослыми противоположного пола и активно подражает их поведению;
- предпочитает игрушки противоположного пола, может выбирать роли противоположного пола;
- часто желает изменить свой пол, иногда имя;
- рассказывает, что бы он сделал как представитель другого пола.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал. (Э. Успенский)
3. Особенности мальчиков и девочек.
Что же делать педагогам и родителям, чтобы полноценно воспитать мальчика и девочку, будущих мужчину и женщину? Прежде всего, необходимо знать о них как можно больше, об их психофизических различиях.
Мальчики :
-Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки. Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще.
-Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе, чем девочки.
-Стремятся к независимости.
-Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
-Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном.
-Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны.
Девочки :
-Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет.
-С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания
у них очень развит.
-Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость
стрессам.
-Готовы к зависимости.
-Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых.
-Любят похвалу в присутствии других детей, родителей. Любят, чтобы ими восхищались.
-Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов.
Известно, что открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенству
Вопрос родителям :
— Учитываете ли вы эти различия в воспитании своих сыновей и дочерей?
Очень важно общение отца с дочерью, а матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца — проявлению черт женственности удочери. Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя,
В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин - дедушек, дядей и др.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок, ведь они - будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.
4. Разное.
Наглядная агитация для родителей.
1) Как правильно воспитывать мальчика. (консультация для родителей)
2) Как правильно воспитывать девочку. (консультация для родителей)
Родительское собрание составила и провела : Негру Зинаида Михайловна.
Литература: Минкевич Л. В. Родительское собрание в детском саду.
Младший дошкольный возраст. - М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2012г.