Мягкая Елена Анатольевна
Методы и приемы, используемые в работе с детьми при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Методы и приемы, используемые в работе с детьми при формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация: содержание данного мастер-класса для родителей «Методы и приемы, используемые в работе с детьми при формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста» направлено на ознакомление родителей с проблемой речевого развития детей, с некоторыми методами и приемами по формированию лексико-грамматических категорий.
Темочки:
Цель: познакомить родителей с методами и приемами по формированию лексико-грамматических категорий.
Задачи:
1. Создание условий для ознакомления родителей с методами и приемами по формированию лексико-грамматических категорий у детей, в ходе чего приобретается опыт по формированию речевых навыков для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Активизировать мышление родителей, как основу использования методов и приемов в работе с детьми с речевыми нарушениями.
3. Стимулировать развитие у них творческой активности.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, распечатки с заданиями, карандаши, демонстрационный материал.
Вступительная часть.
Уважаемые родители! Сегодня я проведу мастер – класс на тему «Методы и приемы, используемые в работе с детьми при формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста».
Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием дидактических игр и пособий.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Успешность работы по формированию лексико-грамматических категорий зависит от методов и приемов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят.
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы : показ способов действий; показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Рассказ педагога (родителя).
Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы). Беседа. Чтение художественной литературы.
Приемы : вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка.
Игровые методы и приемы обучения
Дидактическая игра. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы : внезапное появление объектов; загадывание и отгадывание загадок; создание игровой ситуации.
Практические методы обучения – упражнения.
Для активизации словаря можно использовать следующие виды работы :
- активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);
- отгадывание предметов по описанию;
- сравнительное описание двух предметов : по противоположности, по сходству;
- подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
- подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот;
- подбор частных понятий к общему понятию и наоборот;
- толкование многозначных слов;
- объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
- подбор слов в устный текст.
Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:
- составление предложений с заданным словом;
- восстановление правильного порядка слов в предложении;
- ответы на вопросы с их постепенным усложнением;
- образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.);
- объяснение образования сложных слов;
- подбор и употребление разных частей речи к словам;
- подбор предлогов;
- составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса;
- использование одного слова в разных падежных формах;
- отработка синтаксических структур.
Практическая часть. Родитель в роли ребенка
«Из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает?»
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Педагог: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Педагог начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.
Лексический материал :
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —.
Одна гора —.
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.
Ход игры: предложите ответить на вопросы.
Лексический материал :
шум города – шум (какой) – (городской);
фонарь на улице – фонарь (какой) – …;
скамейка в парке – скамейка (какая) – …;
гости города – гости (какие) – …;
знак у дороги – знак (какой) - ….
Игра «Подбери признак, действие»
Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.
Лексический материал :
Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)
Дом (какой) —.
Край (какой) – …
Город (какой) — …
Парк (какой) —.
Памятник (какой) —.
Горожане (что делают) - …
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.
Ход: попросить назвать ласково.
Лексический материал :
город – городок
улица –
мост — …
дом — …
магазин — ….
Игра «Есть – нет»
Цель: образовывать существительные в родительном падеже.
Ход: предложить образовать слова по образцу.
Лексический материал :
город – нет города аптека — …
вокзал — … дом — …
магазин — … парк — …
улица – … житель — …
горожанин –
Итог.
Что нового вы узнали для себя?
Какие игры будете использовать дома с ребенком для формирования лексико-грамматических категорий?
Легко ли вам было справляться с заданиями в практической части нашего мастер-класса?
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!