Альбина Шахватова
Ритмические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития мышц кисти и мелкой моторики руки малышам полезно:
1. Запускать пальцами мелкие волчки.
2. Разминать пальцами пластилин, глину.
3. Катать по очереди пальцами (каждым) камешки, мелкие бусины, шарики.
4. Сжимать и разжимать кулачки. Можно играть, будто кулачок — это бутончик цветка: утром он просыпается и раскрывается, а вечером засыпает, лепестки смыкаются.
5. Сжимать кулачки с разной силой: кулачок может быть мягким, легко раскрывающимся, в него легко просунуть палец. А может быть крепким, сильным. Такой кулачок не разожмешь без усилия.
Публикация «Ритмические упражнения» размещена в разделах
6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, как будто пальцы — чьи-то ножки. Сначала «ножки» двигаются медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто кто-то бежит. Упражнение проводить правой и левой рукой поочередно.
7. Показывать отдельно один большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец.
8. Барабанить по столу (имитировать игру на фортепьяно) пальцами обеих рук.
9. Махать в воздухе только пальцами.
10. Изображать фонарики при помощи жестов рук.
11. Хлопать в ладоши то тихо, то громко, в разном темпе.
12. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались).
13. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко, спираль).
14. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
15. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
С помощью жестов, в которых требуется управлять пальцами и кистями рук, можно (и очень полезно) изображать таких персонажей и такие предметы:
1. «Двое разговаривают» — согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу.
2. «Стол» — правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку
3. «Кресло» — правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
4. «Ворота» — соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь.
5. «Мост» — поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
Пальчиковые игры и ритмические упражнения
1. Черепаха
Сжать пальцы в кулак. Высвободить большой палец, пошевелишь им и спрятать. Выполняя движения, приговаривать: «Вот моя черепаха. Она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, она высовывает голову. Когда она хочет спать, то прячет голову обратно».
2. Встреча (игра для двух партнеров)
Сначала текст мини-пьески произносит взрослый. В дальнейшем роли животных будет исполнять ребёнок.
Первый играющий: Повстречались два котенка (соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка).
Второй играющий: Мяу-мяу.
Первый: Повстречались два щенка (играющие соединяют безымянные пальцы).
Второй: Ав-ав.
Первый: Повстречались жеребята (соединяют средние пальцы).
Второй: Иго-го.
Первый. Повстречались два 6ыка (соединяют большие пальцы).
Второй: Му-у-у.
Первый: У быков большущие рога! (играющие имитируют указательным и средним пальцами рога (делают «козу»). Это же упражнение делается и правой, и левой руками.
3. Весёлая семейка
Взрослый загибает, пальчики на руке у малыша, приговаривая:
Этот пальчик— дедка,
Этот пальчик,— бабка,
Этот пальчик— папенька,
Этот пальчик—маменька,
А вот этот — наш малыш,
И зовут его … (называется имя ребенка).
4. 3айка.
Взрослый загибает пальчики на руке у малыша, приговаривая:
Скачет зайка маленький.
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
5. Тит
Взрослый загибает пальчики на руке у малыша, приговаривая:
Ехал Тит на дрожках.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
Да бух!
6. По грибы
Попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Чистил, чистил и устал.
7. Катенька
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленька.
Пройди по дорожке,
Громко топни ножкой!
Приговаривая, учат «ходить» маленьких кукол, держа их ноги руками.
8. Тюльпан
Наши алые цветки.
Распускают лепестки.
Ветер дышит, дышит, дышит,
Лепестки цветков колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем разводятся, кисти плавно покачиваются. Затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка. «Цветок» покачивает головкой.
9. Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
А сейчас подружатся
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинай опять считать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
Пальцы о6еих рук соединить. Пальцы поочередно разъединяются и снова соединяются, начиная с мизинца.
Закончив упражнение, встряхнуть кистями.
10. В гости
В гости к пальчику большому.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок,—
Самый дорогой дружок.
Эти пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
Большие пальцы освобождаются из кулачка.
Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.
Пальцы сжаты в кулак, освобождаются мизинцы.
Пальцы на обеих руках ритмично сжимаются и разжимаются.
11. Прогулка
Дети ритмично двигают прямые пальцы рук по поверхности стола (от себя к краю).
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и «прыжками» двигаются по столу.
На слова второй строки совершают быстрые движения средними пальцами. Далее медленно перемещают по поверхности стола безымянные пальцы.
Ритмично касаются поверхности стола обеими мизинцами.
В конце приговорки — хлопок обеими руками по поверхности стола.