Светлана Белинина
Музыкально-ритмические движения для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально ритмические движения для детей с ОВЗ.
Движения под музыку – это неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая начинается с раннего детства, направленная на формирование у ребенка представлений о красоте, эстетике, музыкальном вкусе. Обучение танцевальным движениям развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Танцевальные игровые импровизации обогащают детей яркими образами, создают условия эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.
Публикация «Музыкально-ритмические движения для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, к которым относятся не только дети-инвалиды, но и другие дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Исследования дефектологов показали, что у всех категорий детей с ОВЗ есть отставание моторного развития в разной степени выраженности. Они не пластичны, не ритмичны, у них нарушены все виды координаций, снижены все показатели двигательной памяти. Моторное развитие является не менее важной задачей для этих детей, чем когнитивное, которое может осуществляться как на физкультурных, так и на музыкальных занятиях.
Музыкально-ритмические движения или ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой этого вида деятельности является ритм, а разнообразные импровизационные, ритмические и танцевальные упражнения, хореографические композиции, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения под музыку включает две группы навыков:
•музыкально-ритмические – умение передавать движениями средства музыкальной выразительности : ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения;
•навыки выразительных танцевальных движений, которые дети осваивают посредством игр, плясок и психогимнастических упражнений.
Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики, задачи которой заключаются в:
•формировании рефлексивного понимания собственных кинестетических ощущений, поскольку у многих оно или не сформировано, или утрачено;
•обучении детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений);
•коррекции всех видов координаций на уровне построения движений : статической, динамической, зрительно-моторной, символической;
•формировании навыка выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;
•вырабатывании навыка выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора
•научении свободному владению собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.
Метод коррекционной ритмики включает элементы всех этих технологий, в зависимости от этиопатогенеза и структуры расстройств.
Система работы по развитию музыкально-ритмической деятельности и выразительности движений дошкольников с ОВЗ основывается на принципах коррекционной педагогики:
- единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений;
- единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамичного изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом процесс коррекции дает материал для более полной диагностики;
- учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;
- оптимистического подхода в коррекционной работе – организация «атмосферы успеха» для ребенка, вера в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений;
- последовательности: реализация в три этапа, задачи которых определяет коррекционный педагог вместе с музыкальным руководителем.
использования различных технологий коррекционной ритмики заключается в следующем:
- детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата ритмика (кондуктивная гимнастика, кинезиотерапия) позволяет более эффектив- но корригировать общую моторику и обучать основным движениям и владению собственным телом;
- незрячим и слабовидящим дошкольникам коррекционная ритмика (танцевальная музыкотерапия) позволяет лучше почувствовать свое те- ло в пространстве, научиться более свободно перемещаться в нем;
- неговорящим логоритмика помогает ритмически организовать речь и тем самым стимулировать артикуляторный аппарат;
- неслышащим фонетическая ритмика с помощью специальных движений позволяет «прочувствовать» фонетику звука;
- детям с интеллектуальными нарушениями интегративная двига- тельная музыкотерапия позволяет музицировать и с помощью музы- кальных инструментов невербально общаться между собой.