Анна Кочанова
Практический материал «Музыкально — ритмические упражнения с ритмоформулами»
▼ Скачать + Заказать документы
Практический материал
МБДОУ «Подпорожский детский сад №15 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию детей».
Мастер- класс для педагогов и специалистов МБДОУ
Музыкальный руководитель Кочанова А. Н.
«Музыкально – ритмические упражнения с ритмоформулами»
Практический материал с краткими пояснениями и методическими рекомендациями
Публикация «Практический материал „Музыкально — ритмические упражнения с ритмоформулами“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2018
Ритмоформулы - это модели ритма, представляющие совокупность основных элементов музыкальной речи (длительности, темп, динамика, лад, регистр, мелодия, форма, жанр)
В работе с разными моделями ритмоформул учащимся предлагается освоить основные приёмы музыкально-исполнительской деятельности :
I. Ритмическое эхо
II. Ритмизация слов, стихотворных текстов
III. Ритмический канон
I. Ритмическое эхо – приём, позволяющей выработать у ребёнка спонтанную реакцию на ритм звучащей музыки и осознанное восприятие.
Виды ритмического эха :
1. "Эхо с руки" – педагог прохлопывает ритм, ученик повторяет;
2. "Эхо звучащей фразы" – педагог играет мотив, фразу на инструменте, ученик повторяет её, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы);
3. "Эхо с продолжением " – педагог начинает фразу- ученик заканчивает её;
4. "Эхо- эстафета" – один из детей начинает фразу, следующий импровизирует её завершение и далее по кругу от одного к другому;
5. "Эхо с задержкой" – педагог показывает модель ритмоформулы, ученики повторяют её вначале про себя, затем вслух (в различной последовательности)
6. "Эхо – круг" – по кругу разложены различные музыкальные инструменты, и каждый ребёнок должен пройти по кругу, исполнив заданную ритмоформулу.
Методические рекомендации.
Этот приём можно использовать как составную часть других, более сложных приёмов.
II. Ритмизация слов и стихотворных текстов – этот приём позволяет осознанно воспринимать временное соотношение звуков, научиться комбинировать различные длительности. Отправной точкой здесь являются слово и словосочетания.
Упражнения со словами
1. Имена
а) дети называют свои имена двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные – и одновременно с их произнесением хлопают в ладоши.
Са – ша Са – шень – ка А-лек-сан-дра
б) ученики своими именами "сопровождают" музыкальное произведение в размере 2/4, 3/4, 4/4 в начале по одному, затем последовательно друг за другом.
Методические рекомендации.
Музыкальные примеры подбираются с чётким ощущением сильной доли и долевой пульсацией. Вариант "б" можно проводить в игровой форме: "прозевавший" встаёт в конец шеренги.
2. Ритмические считалки
Через текст считалки ученики осознают фразу, её ритмический рисунок.
Считалка "Заяц белый"
Группа: Заяц белый, куда бегал?
I Солист: В лес зелёный
Группа: Что там делал?
II Солист: Лыко драл
Группа: Куда клал?
III Солист: Под колоду
Группа: Кто украл?
Ведущий: Родион, выйди вон!
Методические рекомендации.
Текст вопроса может произносить ведущий, показывая на участников в соответствии с ритмической пульсацией. Ответ произносит солист или вся группа, одновременно прохлопывая ритм.
Аналогично используются и другие считалки.
3. Упражнения с движениями
Упражнения помогают осознавать длительности движений, определять начало и конец фразы, находить движения, адекватные художественному содержанию текста.
1."Баба сеяла горох"
Текст Движение Ритм
Баба сеяла горох Ходьба по кругу простым хороводным шагом, на сильную долю-взмах правой рукой Шаг четвертными длительностями
Прыг-скок!
Прык-скок! Приплясывают, часто притопывая, на заключительное слово-присед Притопывание-восьмыми, присед-четверть
Обвалился потолок Движение на носках Шаг восьмыми
Прык-скок! Шаг с пятки на носок Половинные и четвертные длительности
Баба шла, шла, шла пирожок нашла Простой хороводный шаг
"нашла"-присед Четвертные длительности
Половинная длительности
Села поела, опять пошла Изображают еду ложкой Половинные длительности
Баба встала на носки, а потом на пятки Обхватив голову руками, "огорчённо" покачивают головой Восьмые длительности
Стала русского плясать, а потом вприсядку Прыжки импровизированные восьмые
Методические рекомендации.
Обратить внимание учащихся на смену темпа выполнения движений в соответствии с длительностями. Для данного вида движений подходят детские песенки, потешки на 8 – 12 строф.
2. "Подговорки" – малый фольклорный жанр в стихотворной форме раскрывающий технику танцевального движения.
Ковырялочка
Носок – пятка, перетоп
Носок – пятка, перетоп
Вот какие молодцы
Мы танцоры – удальцы
Шаг с полуприседанием
Шаг – присяду, шаг – присяду,
Этот танец я учу,
Приседать я не устану,
Я – танцорам стать хочу!
Гвоздики
Каблучками я стучу –
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя –
Замеча – тельная!
Припадание
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем.
Как лебёдушки плывём –
Хоровод мы наш ведём.
Гармошка
В нашем доме у Тимошки
Есть красивая гармошка,
Пятки вместе, носки врозь –
Потанцуй, лениться брось!
Топающий шаг
Топотушки, топотушки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дружно, весело, задорно
Начинаем танцевать!
Козлик
Скачет козлик по дорожке
Бьёт он звонко правой ножкой
Когда пляску я учу,
То копытцами стучу!
Методические рекомендации.
Четверостишия необходимо читать в умеренном темпе, чётко проговаривая слова, выделяя долевую пульсацию.
III. Ритмический канон – это исполнение одной ритмоформулы по правилам канона.
а) пословица "Щи да каша – пища наша"
1 группа - исполняет половинными долями
2 группа - исполняет четвертными долями
3 группа - исполняет восьмыми долями
б) Две пословицы:
4___
4
Без тру – да нет доб – ра
4___
4
Для ко – го ра – бо – та для то – го и хлеб
в) Песня "Во поле берёза стояла"
1 группа - поёт, прохлопывая ритм
2 группа - исполняет ритм щелчками
3 группа - тихими притопами
Методические рекомендации.
Выстраивать канон следует тогда, когда дети легко ориентируются в ритме этой песни
Литература
1. М. Медведева "Солнышко – вёдрышко" М. 1984
2. С. Мерзлякова "Гармошечка – говорушечка" М. 1983
3. К. А. Савастру "Заинька, попляши" Киев 1983
4. Э. В. Соболев "Потешки и забавы" М. 1988
4. А. И. Буренина "Ритмическая мозаика" СПБ 2000