Вероника Шеуджен
Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Отмечая важность развития коммуникативных навыков в дошкольном детстве, мною были разработаны рекомендации для работников дошкольных образовательных организаций.
2 слайд Коммуникативные навыки- это индивидуальные, психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
3 слайд Коммуникативные навыки включают в себя :
• Желание вступить в контакт с окружающими;
Публикация «Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Умение организовать общение, которое включает в себя:
- умение слушать собеседника,
- умение эмоционально сопереживать,
- умение решать конфликтные ситуации;
• Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении с взрослыми - педагогами. В человеческом обществе общение является важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении с взрослыми людьми.
Таким образом, при нормальном ходе развития у дошкольников формируются умение согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить свои действия с общественными нормами поведения, но зачастую, нормальный ход развития нарушается и на этом фоне у дошкольников наблюдается появление так называемых коммуникативных проблем.
4 слайд Практикадошкольных образовательных организаций показывает, что проблема развития коммуникативных навыков актуальна и по сей день. В связи с этим, рекомендую развивать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений. Эти игры и упражнения делятся на 6 групп:
1. «Я и мое тело»
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок психологически спокоен и уравновешен. Ведь чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.
Данные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, они не только снимают мышечные зажимы, но и стимулируют двигательное и эмоциональное самовыражение. В данную группу входят ролевые игры ( ребенку предлагается двигательное изображение какой-либо роли:«Походи как старик, лев, как котенок, как медведь», сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, «гнев» с последующим отображением этого чувства в движениях).
2. «Я и мой язык»
Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа «Как можно общаться без слов?», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов», «Испорченный телефон», беседа «Зачем нужна речь?»).
3. «Я и мои эмоции»
Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. («Рисуем эмоции пальцами», «Дневник настроений», беседы об эмоциях).
4. «Я и Я»
Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. («Психологический автопортрет», «За что меня можно любить? За что меня можно ругать?», «Кто я?» для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения «Я») .
5. «Я и моя семья»
Данная группа включает в себя игры направленные на формирование теплого отношения к семье, осознание ребенком себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома, беседа «Что значит любить родителей?»,разыгрывание ситуаций, рисунок «Семьи»).
6. «Я и другие»
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. (Коллективное рисование, беседы «Кого мы называем добрым», проигрывание ситуаций).
5 слайд Вышеперечисленные группы специальных игр и упражнений не только способны помочь в решении коммуникативных проблем, но и установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, улучшить его внутреннее состояние, сделать наиболее комфортным и положительным его пребывание в детском саду, среди сверстников.
6 с и 7 с