Ирина Голубева
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с ТНР на летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации логопеда родителям на летний период.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с ТНР на летний период» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи, тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
2. Исправляйте неверно произнесённые ребё нком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков
в слове «бант»? Какой 1, 2, 3, 4)
2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков : «к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? (Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк и т. д.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов
в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3)
2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов : го-ло-ва).
5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много… сады, гулял где… за садом, много - это глаза – а один, много - это уши – а одно, одна конфета – а шесть … и т. д.)
2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.) : окно – окошко, окошечко; рука – ручка, булка – булочка и т. д.
Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький, маленькая куколка, а большая,
3. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью, воду наливают, а соль …
4. Назови детенышей животных : кто у медведицы – медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - … и т. д.
5. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба) и т. д.
6. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.
7. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз -, ветер -, дождь -… и т. д.
8. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
9. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание
на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.
Упражнения на развитие связной речи
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам
и т. д.