Евгения Чайковская
Рекомендации родителям «Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУСО МО Семейный центр «Шатурский»
Рекомендации родителям.
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
Учитель-дефектолог: Чайковская Е. Е
Рекомендации родителям.
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
Публикация «Рекомендации родителям „Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение (пропуск) слогов :моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове :деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов : гебемот-бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога ( сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог :лимонт-лимон)
4. Антиципации (уподобление одного слога другому :пипитан-капитан)
5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове :пананама-панама)
6. Контаминации (соединение частей двух слов : холодильница- холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :
1. Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
2. Слухового внимания. «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
3. Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
1. Упражнения на развитие координации рук:
пальчиковые гимнастики
«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).
«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
1. Графические упражнения.
«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
1. Артикуляционная гимнастика
«Весёлый язычок»
1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений : начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово»(подбираем слова на заданный звук, слог.)
1. Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаем успехов!
Нарушение слоговой структуры слов
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.
Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий :
1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.
2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.
4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2. Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.
Задачи Методические приемы Упражнения и
дидактические игры
I. Подготовительный этап
Развитие базовых предпосылок становления
слоговой структуры слова(1) :
1. Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий:
совершенствовать координацию общих движений;
-формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры;
- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях;
-развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;
-формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. -воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений);
- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;
- различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол);
- изменение темпа, ритма движений;
-использование музыкальных инструментов;
-маршировка, легкий бег, ходьба;
- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку). «Повтори за мной»,
«Кто как ходит?» ( воспроизведи движение животного: волка, лисы,
«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева»,
«Стучи – как я считаю»,
«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок,
«Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов, «Сколько раз ударили в барабан»,
«Где позвонили»,
«Узнай музыкальный инструмент по звуку»,
2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:
-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое;
-воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук;
-развитие реципрокной координации рук;
-развитие динамического праксиса рук;
-формирование графических умений на переключение. -развитие переключаемости движений пальцев рук;
-развитие ритмических движений пальцев рук;
-формирование пространственной организации движений пальцев рук;
-выполнение движений одновременно обеими руками;
-выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет;
-упражнения на переключение
«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным.
Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки, во встречных направлениях (двух рук одновременно).
Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.
«Кулак – ребро».
«Кулак – ребро – ладонь».
«Кулак левой руки–ребро правой руки».
«Продолжи строчку» : (О-О-О…; - + - + -)
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:
-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;
-совершенствовать плавность и переключаемость движений;
-совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. -соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук;
-совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук;
-выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук;
-совершенствование пространственной организации движений и действий. -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам,
-совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук;
-поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т. д.
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие
«Поднимись по лесенке»,
«Прошагай слово»,
«Найти длинное слово среди коротких».
Различение слогового ряда Отличать ряд из двух слогов от одного слога «Волк и козлята»
(волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук»
Формирование пространственно-временных представлений «Найди начало, середину, конец»,
«Что стоит перед, за, после?»
«Кто первый, последний?»(сказка Репка).
II. Основной этап
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками;
б) произнесение слов из двух одинаковых слогов;
в) произнесение слоговых рядов;
г) овладение слоговым рядом из трех слогов;
д) введение предложений;
е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой. «па, та, ка…»,
«Кто как поет?»,
«мама, вава, тата, папа…»,
«татата, кококо…»,
«Мама, коко!»
2. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные);
б) произнесение рядов с разными согласными;
в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках;
г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными;
д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков;
е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. та – то,
та - ту – то,
па – ка, та – ва,
вата, хата,
“Лото”,
“Чудесный мешочек”,
па – та – ка,
панама, канава,
малина, кубики.
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги;
б) послоговое произнесение двух слогов слова;
в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале
г) наращивание стечений «Назови картинку»
(Кот, мак, пух,
«тык – ва, пап – ка, вет – ка»
«ма – фма».
4. Устранение перестановок слогов
а) слуховые упражнения, показ картинок;
б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;
в) определение места слога в слове;
г) овладение слогоделением.
-придумать слова со слогом (ко, ма. ,
-придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех,
-придумать слова добавив слоги к слову (точка. ,
-сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино,
-добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка,
-«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш. ,
-замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено)
-«Ребусы» (бочка-бабочка,
слон-заслонка).