МААМ-картинки

Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

Светлана Мельникова
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности работы воспитателя в коррекционных группах

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:

речевыми недостатками;

неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью

(внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

характерологическими особенностями.

Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Публикация «Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе» размещена в разделах

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз

в день.

Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы.

Выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение, по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание занятий определено программой:

проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

повторение лексико-грамматических упражнений;

упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом

логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме образовательных и воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной жизни и деятельности.

Координация работы воспитателя и логопеда

при коррекции звукопроизношения

Логопед /цель Воспитатель /цель

Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует

Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе : автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах

Подготовительный этап

В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали

По заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата («Сказки о веселом язычке»)

Этап появления звука

Ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука; при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата

Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь)

По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом

Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме

Этапы Содержание работы Исполнитель

1.

Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков

Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование, непосредственно связанная с изучаемой темой

Воспитатель, логопед

Воспитатель

2.

Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов; выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними; функций предметов

Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и на этой основе составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.)- Целенаправленная работа над предложением

Воспитатель

Логопед, воспитатель под руководством логопеда

3.

Продолжение работы над предложением Отработка различных моделей словоизменения

Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по изучаемой теме

Логопед, воспитатель

Воспитатель

4.

Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др.

Драматизация сказок (рассказов) : «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.

Логопед, воспитатель

Воспитатель, логопед

Разграничение функций логопеда и воспитателя

в процессе работы по лексической теме

Логопед Воспитатель

На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, для которых необходимо закрепление материала, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях.

Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем.

Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними

Публикации по теме:

Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие»Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие» Четвертый день Недели психологии Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Обеспечить воспитание.

Консультация для родителей «Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ» .

Рекомендации логопеда родителям на летний период Полезные советы родителям на летний период (Рекомендации логопеда) Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные.

Презентация «Диагностический инструментарий в процессе коррекционно-речевой работы» Чтобы помочь дошкольнику преодолеть речевые нарушения в своей работе учитель-логопед использует различные формы и методы работы, технологии,.

Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Связная речь представляет собой наиболее.

«Родителям будущих первоклассников». Рекомендации логопеда Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи.

Рекомендации учителя-логопеда на лето Подходит к концу учебный год, быть может, трудный, но очень важный как для родителей, так и для детей. Хочу сказать спасибо родителям, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 11:34
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мельникова (УИ 254889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД