Татьяна Жукова
Рекомендации по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нарушения устной и письменной речи волнует не только родителей, но и учителей начальных классов. Дети младшего школьного возраста допускают специфические ошибки в процессе письма. Это замена, пропуски, перестановки, букв и слогов, неправильное построение предложений, не дописывание элементов букв, зеркальное письмо. Причинами этих ошибок могут быть несформированность слухового внимания и памяти, зрительного и фонематического восприятия.
Публикация «Рекомендации по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Особое место в письменных работах младших школьников занимают ошибки, связанные с недоразвитием лексико – грамматической стороны речи. Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени», согласовывать существительные с числительными («пять утков», «пять конев», неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно-ласкательные формы («домичек» вместо домик).
С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»).
Словарный запас у детей с лексико-грамматическим недоразвитием речи очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных.
Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому формировать лексико-грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте.
Задания по формированию лексико-грамматического строя речи :
Игра «Назови ласково»
Дом-домик, ковер-коврик, скрипка-скрипочка.
Игра «Папа, мама и детеныши»
Слон-слониха-слоненок- слонята.
Игра «Из чего какой?»
Книга из бумаги- бумажная.
Игра «Чьи хвосты?»
Хвост щуки (чей) – щучий. Хвост волка-волчий. Хвост лисы- лисий.
Игра «Посчитай до 5»
Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.
Игра «Жадина»
Мой портфель, моя книга, мои тетради, моё письмо, и т. д.
Игра «Подбирай, называй, запоминай»
Подобрать как можно больше слов – действий и слов признаков. Медведь (какой) - неуклюжий, лохматый, косолапый, сильный, бурый, огромный.
Медведь (что делает) – спит, ревет, переваливается, рычит.
Игра «Скажи наоборот»
Большой-маленький, чистый-грязный, высокий – низкий…
Игра «Изменяй предложения»
Я звоню другу. Ты звонишь другу. Он звонит другу. Она… Мы… Вы… Они…
Игра «Вставь пропущенные предлоги»
Таня беседует _ подругой (с). Папа дотрагивается _ шкафа (до).
Игра «Составь предложения из слов»
На, сел, ветку, воробей, (На ветку сел воробей).
Кролик, капусту, любит, морковь, и.
Рекомендации при проведении занятий по формированию лексико – грамматического строя речи :
Занимайтесь ежедневно по 15 – 20 минут с небольшими перерывами;
Занятия проводите в игровой форме;
Не принуждайте ребенка к занятиям;
Не спешите переходить к следующему заданию, если малыш не усвоил предыдущее.
Использованная литература:
Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», части 1,2,3,4.