Раиса Салимгалеева
Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа по устранению нарушений речи у дошкольников с ЗПР основывается на следующих принципах:
1 Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов.
2. Взаимосвязь развития речи и моторики.
3. Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процессов генерализации).
4. Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.
Публикация «Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
5. Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому [1]).
6. Онтогенетический принцип.
7. Комплексный и системный подход.
8. Положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств.
9. Принцип дифференцированного подхода.
10. Принцип учета ведущей деятельности.
При коррекции речи у дошкольников с ЗПР необходимо придерживаться следующих направлений работы:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
3. Формировать коммуникативные функции речи.
4. Учить дифференцировать звуки речи.
5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
6. Расширять пассивный и активный словарь.
7. Совершенствовать грамматический строй речи.
8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
9. Формировать диалогическую речь.
10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
11. Способствовать преодолению речевого негативизма.
Педагог в процессе развития детей на специальных занятиях должен постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков.
Педагог должен привлекать внимание учащихся к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.
По мнению исследователей Н. Ю. Боряковой [2], Г. Н. Рахмаковой [3], необходимо формировать навыки звукового анализа. Педагог должен фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможность смысловой связи между словами, своевременно предупреждать неточное или неправильное произнесение определенного слова, реагировать на него, следует упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах, применять сюжетные и предметные картинки, практическую деятельность.
Необходимо обратить внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования и словоизменения, научить сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов, упражнять детей в образовании слов с заданным смысловым признаком построения предложений из определенного набора слов, по заданной схеме, предметно-практической демонстрации и др.
Согласно исследованиям В. И. Лубовского [4], несформированность связной речи снижает познавательные возможности учащихся, их мыслительную и речевую активность. Процесс формирования связной речи у детей с ЗПР длителен и сопровождается многими трудностями.
Необходимо обратить внимание:
1. На целенаправленное обучение построения связного высказывания на подготовительном уровне для создания базы для дальнейшей работы.
2. На развитие представлений о слове и предложении (составление предложений из 2-3 слов) с опорой на предметные картинки с помощью установления связи между словами в предложении.
3. На формировании практических представлений в связном высказывании, для чего используются сравнения: рассказа и набора не связанных друг с другом предложений, рассказа и отдельной его части, рассказа и набора слов из него.
Систематическая работа над оформлением высказываний, требование доказательности, обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи детей с ЗПР, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями (Н. А. Цыпина [5]).
Чрезвычайно важно приучать детей дошкольного возраста с ЗПР точности в употреблении слов. Приемы работы над расширением словарного запаса, уточнения представлений учащихся бывают такими:
1. Всему коллективу группы предлагается подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свойство или качество предмета.
2. Педагог называет несколько качеств, признаков какого-либо предмета, явления, дети должны догадаться о том, что это за предмет и назвать его.
3. Педагог начинает рассказ, а дети его заканчивают.
4. Подбор слов, подходящих к таким явлениям, как дождь, ветер, снег, метель, шторм и т. д.
Можно сделать вывод, что для успешной коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития нужно придерживаться принципов психологического воздействия и основных направлений работы по коррекции речи. Существуют различные приемы по развитию различных компонентов речи у детей данной категории, также развитию речи способствует применение разнообразных игр и упражнений.
Литература
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Лань, 2018. – 656 с.
2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М. : АСТ; Астрель, 2018. – 130 с.
3. Рахмакова Г. Н. Формирование умения построения предложений в речи детей с задержкой психического развития [Текст] : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Г. Н. Рахмакова. – Москва, 2015. – 229 с. : ил.
4. Лубовский В. И. Специальная психология [Текст] : Учебное пособ. в 2-ух ч. Ч. 1 / В. И. Лубовский. – М. : Юрайт, 2017. – 428 с.
5. Цыпина Н. А., Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2017. – 224 с.
6. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р. Е. Левиной - М., 2016. - 256 с.
7. 10. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. : АСТ, Астрель, 2015. – 320 с.