Жигулина Валентина
Рекомендации логопеда для родителей
Рекомендации логопеда
1. Уточнение артикуляционного уклада звука Ш.
Артикуляционная гимнастика.
«Бублик» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. (5 повторов)
«Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. (5 повторов)
«Вкусное варенье» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот. (5-10 повторов).
Публикация «Рекомендации логопеда для родителей» размещена в разделах
«Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти - десяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. (3-5 повторов).
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Голодный хомячок». Втянуть щеки.
2. Развитие артикуляционной моторики и направленного речевого выдоха для постановки звука Р.
Артикуляционная гимнастика
«Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Подбородок не подвижен. (как лошадка цокает копытами).
«Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.
«Барабанщик» Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.
Артикуляционная гимнастика, выполняется перед зеркалом, 2-3 раза в день, 3-5 минут. Не обязательно выполнять сразу все упражнения, начните с упражнений для уточнения артикуляционного уклада звука Ш.
Дыхательные упражнения
«Фокус» широкий язычок положить на верхнюю губу (так чтобы губу было не видно, кончик языка «смотрит» на носик. На кончик носа положить ватку (перо, бумажечку и т. п). Ребенок должен сдуть ватку. Выдох должен быть резким и сильным. (до 5 повторов)
«Буря» Поставить язычок вверх на бугорки (т. е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение - резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте, губы в улыбке (получается дрожание языка и глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место. (до 5 повторов)
3. Развитие фонематических процессов.
Учить ребенка различать парные (глухие/звонкие) звуки.
Звонкие звуки обозначаются колокольчиком, а глухие – зачеркнутым колокольчиком. Необходимо сделать карточки с такими обозначениями.
Чтобы ребенок понял чем отличаются глухие и звонкие звуки, мы просим его повторить поочередно звуки П и Б с закрытыми ушами. Когда он произнесет звук П, он ничего не услышит, а когда произнесет Б, услышит его. Поясняем ребенку, что он не услышал глухой звук, а услышал звонкий.
Можно также предложить ребенку предложить, при произнесении звуков, держать руку на горле. Если горлышко дрожит, значит, звук звонкий, если нет, то глухой.
Игры
«Изменилась песенка»
Вспоминаем, как звенит комарик («з-з-з»). Вот однажды комарик летел и так громко звенел, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалось петь: «ЗЗ-з-з-з-сс-с-с-с». песенка стала похожа на звук текущей из крана водички. Предложить ребенку сначала спеть песенку комарика громко, звонко, а затем тихо не звонко. После этого, проверить, какой из этих звуков звонкий, а какой глухой.
Аналогично можно придумать рассказы с другими звуками.
«Кто или что так звучит?»
Вы с ребенком можете на некоторые парные звуки придумать обозначения, например, молоток стучит («Т-Т-Т», а дятел («Д-Д-Д»). Жук жужжит («Ж-Ж-Ж», а змея шипит («Ш-Ш-Ш»).
После этого, предлагать ребенку отгадать, к примеру, это дятел постучал или молоточек и т. п.
Для интереса можно подобрать соответствующие картинки или игрушки.
Когда ребенок без ошибок будет выполнять такие задания, предложите ему послушать пары слогов, к примеру га-ка, ребенок должен сказать одинаково вы сказали или по разному и повторить за вами. Так же предлагать и пары с одинаковым звуком, к примеру ка-ка.
Так же можно предложить игру «Вылечи словечко». Ребенку называется первый слог слова, а ребенок должен подобрать второй. Задание желательно делать с опорой на картинку, устно.
Пример: - У моего словечка потерялся «хвостик». Давай послушаем его и подумаем какой хвостик нужен -га- или -ка-. Кош-(показать картинку). Ребенок называет «хвостик» и все слово. Спросить какой хвостик он подобрал, глухой или звонкий, если ребенок затрудняется, то обязательно помочь и похвалить.
«Покажи где что?»
Предложить ребенку несколько картинок, слова, обозначающие их, должны отличаться одним звуком. Пример: бочка-почка, крыша-крыса и т. п. Вы называете картинки, а ребенок показывает.